Mazda MX-5: ниже крыши

Когда у тебя отнимают право на еще троих друзей, еще пару чемоданов и еще несколько электронных наворотов, тебе должны дать что-то взамен. Попробуем постичь тонкости замещения одних добродетелей другими на примере Mazda MX-5.


Как сегодня делают машины? Рецепт прост: берешь прошлое поколение, прибавляешь несколько сантиметров к длине, еще немного к ширине, делаешь побольше мощность, а потом щедро сдабриваешь это добро всеми мыслимыми компьютерными примочками. Так поступают все. Все, кроме Mazda, когда дело касается MX-5.

17 лет назад найдя формулу удачного родстера, японцы решили ее не трогать, а лишь время от времени слегка освежать. Результатом стало звание рекордсмена Гиннеса по числу проданных двухместных открытых машин – рекорд, который MX-5 с 2000 года сама же и обновляет: к ее 800 000 экземпляров конкуренты даже близко приблизиться не могут.

И все же в новом – третьем – поколении изменения есть, причем такие, которые заметят не только владельцы прошлых MX-5, но и все остальное население Земли. Жесткий верх – штука новая, рискованная и для нас, русских, необходимая. Правда, вот валенки, например, нам тоже гораздо ближе балетных пуантов, только попробуй в них выписывать те же па… Мягкий верх значил многое. Когда сверху только тряпка, центр тяжести можно опускать ниже плинтуса и наслаждаться потом отточенной управляемостью. Но тут тряпку сменило нечто более жесткое – не металл, правда, а композитный пластик, но все же…

Чтобы это не убило дух MX-5, инженерам Mazda пришлось окунуться в тонкости липосакции – им предстояло удалить все излишки, какие только есть. Проблема в том, что делать это надо было с и без того аскетичной MX-5. Война шла за граммы, и последствия этого сражения можно отыскать невооруженным взглядом – зеркало заднего вида окружает так мало пластмассы, что кажется, ее почти и нет на нем, ну а солнечные козырьки такие тонкие, что, того и гляди, будут просвечивать. Но все эти побочные эффекты похудания – ничто по сравнению с главным результатом, а он – всего 37 кг разницы между мягкой и жесткой версией.

Когда подходишь к MX-5, мысль одна: это игрушка. Она выглядит очень маленькой и низкой, но садясь за руль, выясняешь, что она еще ниже, чем кажется. Ощущение такое, что кресло находится так низко, что на кочках неминуемо придется оцарапать пятую точку об асфальт. Еще большее удивление ждет на первом же светофоре.

Mazda MX-5 – это пропуск в другую реальность. Мир Гулливера в стране велликанов. Мир, где Opel Astra огромен, а «ВАЗовская» четверка не просто стоит рядом, а подавляет своими размерами. Даже странно, насколько иначе смотрятся все машины с водительского места в MX-5. Правда, и дорога из него кажется другой.

Уже через минут пятнадцать мне казалось, что я не сел в машину, а оброс ей, настолько точно я понимал, как ей пользоваться. Когда бежишь, не думаешь о том, занесет ли твои ноги в повороте и развернет ли тебя на 180 градусов, – просто бежишь и все. Точно так же и тут – поворот не требует никаких расчетов или сверок приборов. В MX-5 уверен, как в своем теле, и точно знаешь, какие скорости нужны в этот момент и куда сейчас вы двинетесь. В ней нет руля и педалей, есть просто нервные окончания, которые срастаются с твоими. Полное взаимопонимание. Я не преувеличиваю, это надо испытать. На автомобильном языке это значит потрясающую устойчивость в любом повороте и острый руль. Тут идеальная развесовка по осям – 50% веса сзади, 50% – спереди, и ровно посередине сидит водитель. Что может быть проще и лучше?

Кстати, сидит этот самый водитель удобно, кресло низкое, но комфортное и опять же не похожее на другие машины. Чем-то напоминает ванну. А еще оно похоже на кресло в американских горках, только пульт от них – у самого водителя. Педаль сцепления жесткая, ходы рычага КПП короткие, а двигатель крутится легко и охотно, отдавая всю свою мощь на задние колеса. MX-5 провоцирует на попытки сбить себя с пути истинного, но в моем случае запас ее стойкости оказался выше моей наглости. Мне просто надоело увеличивать скорость прохождения поворотов. Но это ночью – днем в Москве скорость зависит не от наглости или возможностей машины, а от пробок. Такие дела.

В принципе, в кабриолете (а так как погода стояла хорошая, именно в этом режиме я и перемещался) в пробке чувствуешь себя глупо – все таращатся на то, как тебя в лицо выпускает струю черного дыма очередной «Икарус», и в тайне надеются, что из-под его колес до кучи в буржуйский кузов полетит что-нибудь жидкое и грязное. Меняют расклад две вещи: бабье лето и, собственно, сами бабы.

Пока все парятся в своих железных коробках, водитель MX-5 жмурится себе в пробке на последнее осеннее солнышко, и настроение от этого само собой улучшается. Тем более что в режиме пробок есть возможность посмотреть и по сторонам. Вот в это самое время я и понял, что MX-5 – это не просто машина для ценителя стопроцентного драйва. Это наш мужской ответ мини-юбкам. На девушек маленький стильный кабриолет действует так же, как на нас маленькая стильная юбка – они против своей воли провожают его владельца взглядами. И если с поднятой крышей MX-5 их не слишком-то занимает, всего за 12 секунд, которые уходят на ее складывание, ситуация меняется коренным образом.

Машина топлесс для слабого пола, как сам слабый пол топ-лесс для пола сильного. Смертельное оружие обольщения. Кстати, сам процесс складывания крыши полностью автоматизированным не назовешь – сначала надо отцепить защелку у себя над головой. Еще интереснее проходит процесс заправки машины. Думаю, угонщикам, не знакомым с MX-5, пришлось бы бросить ее, когда у машины бы кончился бензин – здоровый человек искать кнопку открывания бензобака в бардачке между сиденьями не станет. Тем более что и не кнопка это вовсе, а кольцо, за которое надо потянуть.

Что же до багажного отсека, то он, конечно, небольшой – 150 литров, но больше, чем кажется со стороны. К тому же его размер не зависит от положения крыши – у нее свое убежище, и жесткий верх никак не посягает на места для чемоданов. Но в остальном MX-5 довольно сильно навязывает свои правила игры, и практичности от нее не жди. Например, она не даст подвезти двух друзей, не позволит посадить в салон жену и ребенка – придется выбирать, но за это она готова платить чистым золотом. Причем это относится к обеим версиям – и 2-литровой (160 л. с.) с 6-ступенчатой КПП, и 1,8-литровой (126 л. с.) с 5-ступенчатой КПП. На этих фото версия попроще – за 907 000 рублей, машина с 2 литрами объема обойдется минимум в 1 037 000 руб.