Танк T-80

Т-80: равнение на броню! «Автопарк» впервые тестирует настоящую вооруженную силу. Танк – это уже не 4х4, а, кажется, 8х8. Знакомство с этим приводом – далее.

Если б можно было передать вибрацию Т-80, вы бы обязательно почувствовали, что такое 46 тонн на скорости 100 км/час. Хотите попробовать – пожалуйста, но не все сразу. Потому что кто ж пустит вас, абсолютно миролюбивого и исключительно гражданского человека, за рычаги военного танка Т-80, не прочитав для начала обязательный для всех военных теоретический курс.


Часть 1: тактико-техническая


Нет, ни о боевых, ни об огневых характеристиках Т-80 вы не узнаете, да и вряд ли это вам пригодится. Коротко – о тактико-технических характеристиках. Т-80 имеет общую массу 46 тонн, двигатель мощностью 1200 лошадиных сил и максимальную скорость 150 км/час. Хотя во всех уставах и справочниках скорость танка декларируется как 80 км/час. Видимо, она показательно ограничивается в расчете на шпионские уши. Потенциальный враг будет ждать 80, а тут сюрприз – 150. Почти вдвое быстрее будут крутиться колеса, которых у танка, как вы знаете, намного больше, чем у нескольких автомобилей вместе взятых.


Автомобильные «дворники», наверное, первая, если не единственная аналогия с автомобильным миром в сравнении с бронетехникой. А впрочем, жизнь учит: все, что снаружи кажется хищным и незнакомым, внутри оказывается настолько функциональным, как уже виденное. Хотя ни в танкистах, ни в трактористах служить не приходилось. Под каждой рукой – по мощному рычагу, которые контролируют приводы, соответственно, на правый и левый траки, а под ногами расположены вполне привычные вещи – сцепление, тормоз и акселератор.


Итак, стройся! Смирно! Вольно! «Готовы ли вы к тест-драйву танка Т-80 в программе «Парк автомобильного периода»?» - вопрос адресован съемочной группе программы. Для ее членов отбор проходил на конкурсной основе. Упражнение называлось «под мухой». Берете гранатомет, известный в простонародье как «муха», и специально для программы «Парк автомобильного периода»: Моляр Игорь (выстрел), Александр Тименко (выстрел), камерамен Сергей Борденюк (выстрел). Кажется, наша съемочная группа отбомбилась без особых потерь и разрушений, а значит в полном составе готова к тест-драйву танка Т-80.


В первой, так сказать, теоретической части нашего теста мы постарались рассказать об основных тактико-технических характеристиках танка Т-80. Сейчас же другой волнующий момент – впервые в истории нашей передачи госномера с гордым словом «Автопарк» закрепляются на всеотталкивающей броне. Прежде, чем закрепить хотя бы один номер, ее таки пришлось хорошенько почистить тряпкой. И, таким образом, знаменитое выражение о том, что танки, мол, грязи не боятся, предстало перед нами несколько в другом, полигонно-практическом значении.


Часть 2: полигонная


Каждый воин запаса помнит основные принципы управления машиной. Правый – вправо, левый – влево. Вот, собственно, и все. Главным тут является не спутать, где право, где лево и, упаси Бог, не взять оба рычага на себя, перепутав танк с самолетом. Пилоты знают, что бывает в таких случаях. Ну и, момент истины: реально ли сдвинуть танк с места, пользуясь автомобильными навыками. Оказывается, достаточно даже велосипедных навыков. Единственная разница – более жесткие педали.


А сейчас газу, попробуем этот оффроуд на ускорение. Излишне говорить о том, что по мягкости хода то ли за счет подвески, то ли учитывая амортизацию грунта (все-таки 46 тонн), в водительском сидении Т-80 чувствуешь себя, как за рулем Lincoln. Разве что Lincoln вряд ли так четко и прогнозируемо вел бы себя в крутых виражах без малейшего намека на занос.


Задний ход и попытка «полицейского» разворота. Тут необходимо отметить, что задняя скорость удивительно тяговита, но не слишком стремительна. Наверное, поэтому разворот, который в народе называют «полицейским», в нашем исполнении на танке Т-80 напоминает разворот «милицейский». Тормоза тут срабатывают «мертво», хотя, как говорил один прапорщик, они ничего не лимитируют. Главное, вовремя сбросить обороты. Тем не менее, нежелание сбрасывать обороты в этой модели также предусмотрено. Необходимое их количество фиксируется на выбранной передаче – некий аналог полуавтоматический трансмиссии. Все прочее – просто дело рук и никакого мошенничества.


В последний раз такое наслаждение от армии Игорь Моляр ощутил много лет назад, прочитав приказ о своей демобилизации из войска, на то время советского. И как бы злоумышленники не ругали украинское войско, вердикт сегодняшнего теста звучит примерно так: «Броня крепка и танки наши быстры».