BMW Z4

Сегодня на нашем тест-драйве мы познакомимся поближе с голубой мечтой всех желто-голубых автомобилистов – родстером BMW Z4, впервые представленном в конце сентября 2002-го года на парижском автосалоне...


BMW Z4 обладает всеми чертами классического родстера – удлиненная база и длинный капот, короткие свесы и низкое расположение смещенных далеко назад спортивных сидений. Сразу видно, что дизайнеры мюнхенского концерна хорошенько постарались над созданием своего детища. Сочетание выгнутых и вогнутых поверхностей, плавных изгибов и острых граней – все это производит во истину феерическое впечатление. По общим же параметрам, все эти изгибы более характерны фирменному фордовскому стилю new age. Однако, в отличие от фордовского new age, стиль баварского родстера буквально пронизан духом спортивной классики.


Несколько слов об аэродинамике. Во время концептуальной разработки Z4 создатели поставили перед собой задачу получить выдающиеся аэродинамические характеристики (как для 2-местного автомобиля) и следили за тем, дабы минимизировать сквозняки и порывы ветра при передвижении со сложенной крышей. После длительных испытаний в аэродинамической трубе им таки удалось достичь своей цели - добиться высокой комфортабельности (то есть, получить тишину при отсутствии тех же сквозняков). Стоит отметить, что помимо высококачественной защиты от ветра улучшению комфорта также способствуют дополнительные вставки в дугах безопасности. Если же вам захочется преобразить свое авто, то за дополнительную плату вы можете установить аэродинамический комплект, который не только делает внешний вид автомобиля более солидным, но и улучшает его ходовые характеристики. Есть чему порадоваться и в кокпите родстера, куда можно попасть посредством системы автоматического дистанционного открывания дверей.


Прежде всего, здесь гораздо просторнее, чем в предыдущем Z3. Что является вполне логичным, ведь Z4 значительно больше своего предшественника. Отдадим должное, что разработчики не постыдились сделать салон по-настоящему роскошным, отказавшись от спартанского духа минувших лет. В перечень стандартного оборудования входят: кондиционер, CD-проигрыватель и фирменные спортивные сиденья. Опционально же салон Z4 может быть оснащен навигационной системой двух типов – business или professional. В первом случае она монтируется в панель приборов, а во втором – дополняется монитором с диагональю 22 см. Если же вы еще и владеете немецким языком, то у вас есть замечательная возможность отдавать команды своему автомобилю при помощи системы voice control, умеющей выполнять ваши простенькие пожелания.


Впрочем, самой интересной деталью родстера является складная мягкая крыша, которая в случае непредвиденной погоды складывается/раскладывается всего за 10 секунд. При использовании авто в кабриолетовском варианте, тент прячется в специальный трансформированный отсек, расположенный в багажнике. Последний, к слову, имеет полезный объем 260 литров, что весьма немало как для спортивно-заточенного суперкара.


Не забыли баварские инженеры и о безопасности. Особое внимание они уделили стальному кузову, который в случае столкновения на скорости до 15 км/час, не оставляет после себя ни единых повреждений. Стоит отметить, что некоторые компоненты кузова все-таки сделаны из алюминия (например, капот) для того, чтобы уменьшить общий вес автомобиля. Посему отныне новый родстер BMW легче своего предшественника на 30 кг – его масса составляет 1325 кг. В Z4 также использована абсолютно новая система безопасности со специальными датчиками, которые отслеживают силу удара и в зависимости от этого активируют те или иные подушки безопасности. К тому же, Z4 имеет сенсоры, дополнительно фиксирующие давление в топливном баке для предотвращения возможного пожара.


Басистая «Зедка»


В базовой комплектации модель Z4 оснащается 5-ступенчатой механической КПП, а более дорогая 3-литровая версия - спортивным 6-ступенчатым вариатором. Последний отличается сближенными передаточными числами, а также короткими и четкими ходами рычага, что позволяет быстро выбирать идеальную передачу даже при очень спортивном стиле вождения. Наш же автомобиль имеет 170-сильный двигатель объемом 2,2 литра, агрегатированный 5-скоростной автоматической трансмиссией типа Steptronic с возможностью последовательного ручного переключения. Хотите - езжайте на полном автомате, а если жаждите острых ощущений – ручку влево... и джазу! Помимо автоматической трансмиссии автомобиль оснащается антиблокировочной системой тормозов АВS, системой автоматического контроля устойчивости с регулятором тяги ASC+T, системой контроля за торможением в поворотах СВС и системой динамического контроля устойчивости автомобиля DSC 3-го поколения.


Несмотря на то, что басистый звук рядной «шестерки» приятно наполняет поднебесный салон, расслабиться за рулем родстера вам не удастся. Ведь «Зедка» поразительно остро реагирует на малейшие повороты руля и провоцирует на активный драйв. Кстати, Z4 - первый в истории BMW автомобиль, в конструкции рулевого управления которого вместо привычного гидроусилителя используется электроусилитель. Такая схема не предусматривает подсоединения к двигателю гидронасоса (требующего постоянного подбора мощности), что существенно упрощает общую схему рулевого управления. Гидравлическую систему с реечным рулевым механизмом здесь заменяет маленький электромоторчик с червячным редуктором, смонтированным прямо на рулевом валу. Преимущества электроусилителя заключаются в том, что он потребляет энергию исключительно при повороте руля, а его работа зависит от скорости и уровня боковых ускорений. Данная система EPAS (Electric Power Assisted Steering) обладает специальным сенсором, который определяет усилия на рулевом колесе и при помощи мотора возвращает переднюю ось на нужный угол. Электрическая энергия, аккумулированная высоковольтной батареей интегрированного стартера-генератора (ISG) при необходимости используется для развивания большего реактивного действия (например, при передвижении вне дорог).


По поводу динамики разгона надо сказать, что в ручном управлении (когда Steptronic переведен в эмуляцию последовательного переключения передач) время разгона от 0 до 100 км/час составляет всего 7,1 секунды. Однако, и в автоматическом режиме, динамики разгона будет вполне достаточно, дабы прибить вас гвоздями к сиденью (в этом случае разгон до «сотни» займет 8,2 секунды). Говоря об эксплуатационных характеристиках BMW Z4 не возможно обойти ее ходовую часть, являющуюся основой динамичности, стремительности и спортивности этого родстера. В принципе, подвеска Z4-го идентична ходовой BMW 3-й серии, но ее настройки несколько отличаются от своего донора. Подвеска родстера перекроена с прицелом на лучшую управляемость, которая, по нашему мнению, даже превосходит возможности ходовой части «троечного» купе. Впрочем, как бы там ни было, короткоходная подвеска довольно нервно реагирует на продольные неровности дорожного полотна, вызывая резкое и внезапное траекторное рыскание.


Уроки телепортации


Благодаря более широкой колее и низкому центру тяжести, а также оптимально распределенной массе по осям (в соотношении 50х50) и достаточно точному рулевому управлению, на крейсерской скорости BMW Z4 ведет себя весьма уверенно и прогнозируемо. Гармоничному поведению автомобиля также способствует классический привод на задние колеса, который и обеспечивает решающие преимущества в случае со sport driver’s car. В общем, в новом родстере BMW Z4 удачно реализована такая концепция - максимум удовольствия, максимум возможностей и максимум безопасности. За рулем именно этого родстера вы поймете, что извилины нужны человеку не только для увиливания от налогов, но и для того, чтобы получать сладкий адреналин от соперничества с законом всемирного тяготения и силой гравитации.


Стоит лишь стрелке тахометра приблизиться к 3000 об/мин, как передвижение в пространстве начинает напоминать телепортацию. Вы можете перекидывать свой автомобиль из ряда в ряд, перекладывать его из одного поворота в другой и прописывать виражи настолько быстро, будто вы непокорны и бессмертны. Шасси у BMW Z4 – просто отменное! Шины мертвой хваткой цепляются за асфальт, а геометрия подвески позволяет родстеру с легкостью следовать за рулем и охотно нырять в скоростные виражи. Особенно приятным вам покажется интенсивное раскручивание двигателя на коротких прямых (например, на третьей передаче до ограничителя), чтобы в дальнейшем агрессивно скидывать остатки скорости и снова прописывать очередной вираж. Через 15 минут таких самовыражений вы буквально сольетесь с автомобилем в единое целое. Вот только боковая поддержка сидений, вероятнее всего, вызовет у вас некоторые нарекания.


Тормоза у этого автомобиля – действительно перфектны и информативны. Умеренная чувствительность педали позволяет легко притормаживать практически на грани блокировки, то есть позволяет выжимать с родстера максимум замедления без помощи АВS (разумеется, при соответствующих настройках драйверской электроники). Кроме того, «терпеливые» и высокоэффективные тормоза позволяют продолжать движение даже при проколе шин. Между прочим, вопреки всем спортивным канонам на традиционно заднеприводной «зедке» вы можете смело давить на газ или притормаживать прямо в повороте. Ведь в этой ситуации компьютер моментально заберет избыток тяги и перераспределит необходимый баланс тормозных усилий на каждом колесе.


Если же вам захочется ехать на этом спортивном автомобиле без помощи системы стабилизации, то нажмите на кнопочку DSC и берите контроль в свои руки. Впрочем, мы б не советовали лишний раз отключать систему стабилизации тем, кто не обладает достаточным опытом вождения мощными спорткарами. К тому же, DSC включается в работу не резко и жестко, а тихонько и незаметно, будто это вы ограничиваете скольжение.


Итак, BMW Z4 нафарширована электроникой по самые арки колес, но помните, что компьютер никогда не заменит человека! До тех пор, пока он не научится смеяться над шутками босса и сваливать свои ошибки на соседний компьютер. BMW Z4 – это настоящий driver’s car и надежда здесь только на водителя. Посему, если вы увлекаетесь спортивными автомобилями и способны ценить их по достоинству, то этот родстер – как раз для вас.