Аки посуху

Как это здорово: поеду на рыбалку, охоту, просто за город, и никакие преграды мне нипочем — мечтают иные автомобилисты. Но... двигаться по воде можно только при наличии водоизмещающего и вдобавок герметичного кузова. А это уже определенные сложности. Прежде всего с уплотнениями дверей, в случае если они есть.

Признаки вида

Герметизировать кузов, пусть даже он открытый и напоминает корыто, достаточно сложно. Тяги, валы, тросы, шланги, рычаги, которые неизбежно нужно выводить «наружу», требуют резиновых манжет, сальников, гофров... Если амфибии предстоит двигаться по водоему хоть недолгое время, то на нее, так же, как и на прочие плавсредства, распространяются «правила водного движения». Следовательно, такую машину волей-неволей необходимо оборудовать сигнальными огнями, сиреной и... компасом (туман над водой — не редкость). Плавающий автомобиль, как бы хорош он ни был, нет-нет, да и хлебнет воды. Вывод: нужен откачивающий насос, приводимый от двигателя. И все это дополнительное оборудование сразу увеличивает трудоемкость изготовления, повышает себестоимость и взвинчивает цену.

Поплыли?

Передвигаться по воде можно, отталкиваясь гребным винтом. Так делали и делают. Но нужен привод от двигателя через раздаточную коробку, что усложняет конструкцию. На винт легко наматываются водоросли, случайно плавающие в воде предметы и неслучайно расставленные рыболовные сети. Когда амфибия выбирается из воды на крутой берег, есть вероятность зацепиться винтом за грунт. Во избежание поломки винт делают откидным. Есть другой тип движителя — водометный. Он засасывает воду с помощью заключенного в трубу винта и выталкивает струю назад — своего рода водно-реактивный движитель. Кстати, за последние годы он получает значительное распространение, особенно на тяжелых машинах, например, бронетранспортерах. Для небольших трех- или четырехместных машин, которые нередко делают шести- или даже восьмиколесными, применяют принцип старинного колесного парохода. Шины с развитыми грунтозацепами (при условии, что все колеса — ведущие) работают именно как гребные колеса. Конечно, их эффективность по сравнению с водомета- ми не так велика, зато конструкция значительно проще. Из всего изложенного выше следует, что амфибия — машина сложная и дорогая. Для рядового автомобилиста она отнюдь не является предметом повседневного пользования. Следовательно, и спрос на нее невелик. Возможно, богатые люди готовы иметь разные авто на все случаи жизни: для работы, отдыха и удовольствия.

Правда, есть определенные категории граждан, которым амфибии необходимы по роду деятельности: лесники, егери, рыбоводы. Но они нуждаются в совершенно особых машинах, которым дано прозвище «Джиггер», то есть «Егерь». Такая техника имеет корытообразный кузов без дверей и крыши. Три или четыре пары ведущих колес, привод к ним цепной, вдоль каждого борта. Требующие герметизации места выхода осей или тяг из корпуса сведены к минимуму. У «джиггера» нет поворотных колес — его управление организовано по образу и подобию гусеничного трактора: поворачивает машина торможением колес одного борта.

Подобная машина движется по воде, как колесный пароход, и весьма проста конструктивно. Казалось бы, она должна иметь массовое распространение, но, увы, как показывает практика зарубежных стран, спрос на «джиггеры» невелик.

Машины не для всех

Для тех же егерей, охотников и туристов немецкая фирма «Amphicar» выпускала четырехместный плавающий автомобиль с одной парой ведущих колес и винтом. Машина продавалась плохо, хотя многие узлы для нее были позаимствованы у массовых легковых моделей.

В основном — вояки

Вторая мировая война подхлестнула интерес к плавающим автомобилям. Ф. Порше сконструировал для вермахта машину KdF-166, впоследствии известную как Volkswagen 166. Ее выпускали серийно и использовали в качестве связного и командирского автомобиля. Это была полноприводная модель с блокируемым дифференциалом и откидывающейся на 180 градусов колонкой гребного винта. В лагере противников в годы войны появилась амфибия Ford GPA на базе агрегатов известного Vil-lys. Она получила большое распространение как в войсках союзников, так и в Красной Армии. Позже в СССР выпускался аналог Ford GPA под названием МАВ. Другая амфибия, тоже полноприводная и с гребным винтом, с 1944 года производилась корпорацией GM.

Она была известна под прозвищем «Утка» и могла перевозить до 2,5 т груза. Сейчас армейские амфибии, такие, как, например, БРДМ-2 или БТР-70, оснащаются водометами. Итак, несмотря на теоретическую заинтересованность гражданских потребителей, плавающие автомобили имеют ограниченный круг пользователей. У военных спрос обусловливается самой сущностью армии: во время боевых действий главное — выполнить поставленную задачу любой ценой, цель в данном случае оправдывает средства. Не важно, что автомобиль дорог и сложен, не важно и то, насколько велик его ресурс, важен лишь успех операции, в которой он участвует. Словом, амфибии интересны, но... достаточно редки.