Глобализация — дело всенародное?

Постоянно расширяющийся экспорт, экономическая интеграция и постепенное выравнивание потребительских запросов в разных странах делают автомобили все более и более космополитичными. Мы уже наслышаны о Ford Focus, который выпускают в нескольких странах (в том числе и у нас), моделях Volks-wagen, Opel-Vauxhall и Fiat, производимых по всему миру. Впрочем, явление это не столь уж новое. Еще 75 лет назад, когда появился Ford A, его выпускали не только в США, но и в Англии, Германии, а также под именем ГАЗ-А и в нашей стране. Секрет такой популярности — конструкция, отвечающая требованиям очень крупной аудитории потребителей. Сегодня объем экспорта автомобилей огромен.

Например, Франция так же, как и другие европейские страны, вывозит почти половину изготовленных ее заводами легковых машин. Но, как показывает мировая практика, выгоднее все-таки не экспортировать готовые автомобили, а выпускать или собирать их в той стране, где есть спрос. Некоторые компании сочли, что целесообразно приобретать новые брэнды, и, к примеру, корпорация «Ge-neral Motors» стала владелицей немецкого завода «Opel» и английского «Vauxhall». Это был первый, еще не ярко выраженный шаг на пути к глобализации мирового автопрома.

Все одинаковые!

Но выпускать разные модели на заводах в нескольких странах оказалось экономически не выгодным. Выход — унификация конструкций. Послевоенные годы дали ощутимый толчок к конструктивному сближению автомобилей, производимых в разных странах. Так, концерн «Fiat» в 50—60-е годы выпускал собственные модели на дочерних или лицен-зионных предприятиях в ФРГ («NSU-Fiat»), Франции («Simca»), Испании («Seat») и других стран. Постепенно тот же путь избрали и «Ford», и «General Motors», и «Chrysler». Концерн «Audi-Volkswagen» в 90-х годах прошлого столетия поступил еще более дальновидно. Прикупив фирмы «Seat» и «Skoda», а затем до кучи еще «Bentley» и «Lamborghini» c «Bugatti», он стал выпускать вроде бы совершенно разные модели, рассчитанные каждая на своего потребителя, но на самом деле построенные на единой платформе. Отличия в потребительских качествах обусловлены прежде всего разными дизайном и настройками основных электронных систем. Таким образом тогдашний глава концерна Фердинанд Пиех обеспечил так называемую внутреннюю конкуренцию. Например, в сегменте «В» успешно борются за место под солнцем VW Polo, Seat Ibiza и Skoda Fabia.

Дети своих стран

Несмотря на очевидную тенденцию к интернационализации автомобилей, национальные признаки все же сохраняются. Компании-производители стремятся покрыть рынок каждой страны очень густой сетью, в ячейки которой должен попасть каждый потенциальный потребитель. Массовые модели все чаще бывают ориентированы сразу на несколько рынков. Но немалая часть автомобилей все еще сохраняет национальные черты. Итальянским свойственны спортивный характер (соответствующие моторы, коробки передач) и малое распространение автоматических трансмиссий. Немецкие ориентированы на длительное движение с постоянно высокой скоростью по автобанам. Американский потребитель определил облик своих моделей: большие, вальяжные, сверхкомфортабельные. Американские «крейсеры» экспортируются в очень малых масштабах. И почти не продаются на зару-бежных рынках японские сверхмалые модели (двигатели рабочим объемом до 550 куб. см), а также французские «малышки» (моторы до 500 куб. см), управление которыми вообще не требует водительских прав.

Какая разница...

Стало быть, «этнические» признаки автомобилей никогда не отомрут хотя бы потому, что национальные черты характера сохраняют люди, потенциальные покупатели машин, привычки и желания которых, собственно, и определяют маркетинговую политику автопроизводителей. Поди заставь жителя Страны восходящего солнца пересесть с какого-нибудь маленького полноприводного «ниндзямобиля» в американский «дредноут».

И зачем, к примеру, респектабельному шведу, в жизни никогда не заваливавшему стрелку спидометра своего Volvo дальше разрешенных местным законом 110 км/ч, горячий и темпераментный Alfa Romeo? Хотя стоит оговориться: исключения из правил есть в любой стране. Впрочем, национальные признаки сохраняют не только автомобили, выпускаемые для собственных рынков. Английские авто, например, почитают далеко от берегов туманного Альбиона. Но какие же они теперь английские? Возьмем Range Rover последнего поколения. Моторы и масса технических решений — из Баварии, хотя сама марка уже давно принадлежит концерну «Ford». В то же время это действительно английский по духу внедорожник, дорогой, аристократичный, породистый. Или последний Jaguar XJ? Алюминиевый кузов типа монокок, роскошный салон, начиненный «мультимедийными примочками», — опять же порода налицо. Но и это тоже «Ford».

Так ли важно покупателю, кому принадлежит марка, под которой выпущен его автомобиль? Для него приоритетнее потребительские качества машины, не последнее из которых — имидж. А это в свою очередь прямо или косвенно связано с «национальными» признаками. «Ford» может выпускать истинно английские автомобили, а «Toyota» — до мозга костей американские. И глобализация автопрома — явление вынужденное. Потребитель хочет большего, производитель, дабы удовлетворить его запросы, несильно увеличивая число нулей в «прайсах», унифицирует все и вся. Главное, чтобы не перестарался. Увлекаясь витаминами, дающими жизненную силу, просто необходимо соблюдать дозировку.