«Начинка» для коробки «Жигулей»

Сегодня в продаже имеются запасные части для коробок передач трех групп. В первую входят детали КП, предназначенные для машин ранних годов выпуска — ВАЗ-2101 и -2102, во вторую — ВАЗ-2106 и -2121 и в третью группу — все оставшиеся модели. С 1987 года и по настоящее время выпускаются КП только с набором шестерен «пятого» (ВАЗ-2105) ряда. Данная коробка унифицирована для всех моделей классической компоновки ВАЗ и «Нивы». На ее базе выпускается и пятиступенчатый агрегат. Отличие — только привод спидометра, передаточная величина которого зависит от применяемой на машине главной пары (задний редуктор).

Внешне их можно распознать по метке, нанесенной краской: синяя — для передаточного числа главной передачи 3,9; красная — для 4,1; без метки — 4,3. Приводы спидометров и соответствующие им ведущие шестерни вторичного вала поставляются только комплектами, иные комбинации исключены.

Привод 2101-1702150-01 без метки с 12 зубьями ведомой шестерни и ведущая шестерня 2101-1702158 с пятью заходами червяка, помеченная одной кольцевой проточкой для КП «Жигулей» с задними мостами 2101 (передаточное число редуктора 4,3) и 2102 (4,44). В последнем случае спидометр несколько завышает показания. Привод 2103-1702150-01 (9 зубьев), помеченный красной краской, и шестерня 2103-1702158 с четырьмя заходами червяка без метки для КП «Жигулей» с задним мостом 2103 (передаточное число редуктора 4,1). Привод 2106-1702150-01 (13 зубьев), помеченный синей краской, и ведущая шестерня 2106-1702158 с шестью заходами червяка и двумя кольцевыми проточками для «Жигулей» с мостом 2106 (редуктор 3,9).

Посчитаем

Имеют различия и блоки шестерен. Их существует три типа, и для каждого свой первичный вал. Промежуточный блок шестерен 2101-1701050: на венце постоянного зацепления 29 зубьев, на венце первой передачи — 15. Его можно применять и в четырехступенчатых КП ряда 2101 в комплекте с первичным валом 2101-1701026 (17 зубьев) и шестерней первой передачи с наружным диаметром 96,8 мм.

Промежуточный вал 2105-1701050 отличается от предыдущего венцом первой передачи — здесь 14 зубьев. На венце постоянного зацепления 28 зубьев. Он подходит к четырехступенчатым КП ряда 2105 в комплекте с первичным валом (18 зубьев) и шестерней первой передачи с наружным диаметром 98,8 мм. Промежуточный вал для пятиступенчатой КП 2107-1701050 имеет резьбу с торца шестерни первой передачи. Блок шестерен для «Нивы» и ВАЗ-2106 имеет на венце постоянного зацепления 28 зубьев и на венце первой передачи — 15. Применим только с первичным валом, имеющим 19 зубьев, и шестерней первой передачи с наружным диаметром 96,8 мм, и образует ряд 06. Первичные валы существуют тоже трех типов. Вал 2105-1701026 с 18 зубьями на венце в комплекте с промежуточными валами: 2105-1701050 — для четырехступенчатых и 2107-1701050 — для пятиступенчатых агрегатов. Образуют передаточный ряд 2105, удобный для всех жигулевских моторов.

Примерим

Первичный вал 2101-1701026 с 17 зубьями на венце подойдет к любой четырехступенчатой КП «Жигулей», но только в комплекте с промежуточным валом 2101-1701050 (29 зубьев на венце постоянного зацепления). Первичный вал 2121-1701026 с 19 зубьями на венце, помеченный одним цилиндрическим пояском, пригоден для всех коробок в комплекте с промежуточным валом 2121-1701050 (28 зубьев венца постоянного зацепления), с которым образует передаточный ряд 2106. Он рекомендуется для двигателей большого объема (1600 и 1700 см3). При покупке этих запчастей следует опасаться восстановленных, а также не прокаленных должным образом деталей. Из-за сложности производства «кооперативных» шестерен и валов в продаже практически нет, но можно купить бракованные или некондиционные запчасти.

При выборе муфт следует обращать внимание на их внутреннюю полированную поверхность. Синхронизатор должен укладываться в муфту почти вровень с краями. Кроме того, с внутренней стороны он имеет темные следы термической отливки, а не однородную желтую поверхность. Концы вилок включения скоростей должны быть с антифрикционным покрытием (мелкие желтые частички). А при покупке их следует примерять так, чтобы они не люфтили на проточке муфты.