Что такое езда на тросе?

Не вы первый и не вы последний. Через этоиспытание приходится пройти практически каждому автомобилисту. Поэтомуне надо рвать на себе волосы и осыпать проклятьями превратности судьбы,оказываясь по какой-либо причине в беспомощном состоянии возлеумолкнувшего на дороге автомобиля. Даже самая совершенная техникаломается, а для машины, проводящей всю свою жизнь в тяжелой работе насамых разных и часто далеко не идеальных дорогах, поломка - не событие,это лишь случай, подтверждающий общую теорию надежности. Чем большеработающих деталей, тем вероятнее отказ.

А потому, снаряжая автомобиль, нужно не забыть оставить себешанс добраться до гаража или до ближайшего автосервиса. Чувствоуверенности в окончании любой поездки у намеченной цели появляетсявместе с небольшим мотком хлопчатобумажного или нейлонового троса,уложенного в диск запасного колеса. Можно использовать для буксировки истальной трос подходящей толщины, но он более груб в работе и передаетобеим находящимся в связке машинам все жесткие рывки, возникающие впроцессе движения. Кроме того, уколы разлохмаченными концами стальноготроса очень болезненны и долго не заживают.

Самым лучшим материалом для буксирного троса автомобилисты со стажемсчитают стропу от грузового парашюта. Она очень прочная, но в то жевремя эластичная и в смотанном состоянии занимает мало места.

Независимо от того, из какого материала изготовлен буксир, согласнодействующим Правилам дорожного движения, он не должен быть корочечетырех и длиннее шести метров. Не менее важное значение, чем материал,из которого изготовлен буксир, имеет то, как выполнены его концы. Онимогут быть заделаны петлей. Тогда процедура крепления сводится к тому,что петля просовывается в предназначенную для нее проушину и стопоритсяизогнутым ключом для колесных гаек. Можно закрепить трос за проушинудля буксировки карабином - таких конструкций тоже немало средиимеющихся в продаже. Если же у троса нет на концах петель, то их можнопросто обвязать вокруг буксирного приспособления узлом. В этом случаеочень вероятны следующие неприятности. Плохо завязанный узел можетсамопроизвольно развязаться в самый неподходящий для этого момент, аможет, наоборот, так затянуться в процессе буксировки, что его будетпроще разрезать, чем развязать. Поэтому, если вы не владеете вопросомзавязывания-развязывания морских узлов в совершенстве, лучшепользуйтесь буксирами заводского изготовления, чем обычной веревкой.

Успех буксировки зависит не только от того, как и чем связалиавтомобили. Бывает так, что в конце совместной поездки можно приступатьк ремонту сразу двух машин - и той, что тянула, и той, которую тянули.Это уже зависит целиком и полностью от водителей, от их умения,согласованности и неторопливости. Прежде чем тронуться в совместнуюпоездку, договоритесь о том, как вы будете сигнализировать друг другу освоих намерениях. Есть несколько испытанных правил. Водитель первоймашины всегда предупреждает о маневре сигналами поворота, которые тутже дублирует второй. Несколько раз зажженные на секунду стоп-сигналыперед началом торможения предупредят буксируемого о том, что нужно бытьвнимательным и держать трос в натянутом состоянии. О необходимостиостановиться водителю "тягача", в зависимости от времени суток, можносообщить звуковым сигналом или мигающим светом фар.

Самое главное правило буксировки - равномерное движение с плавнымиразгоном и торможением. В значительной мере это зависит от искусстваводителя буксирующего автомобиля. Трогаться нужно очень медленно, сполувыжатым сцеплением и на малых оборотах двигателя. Сначала натянутьтрос, а как только почувствуете, что мотор начал сбавлять обороты поднагрузкой, прибавьте немного газу и плавно отпускайте педаль сцепления.Этот процесс, естественно, не нужно затягивать до появления запахаподгорающих накладок сцепления. Разгон на передачах должен бытьравномерным, без рывков. Поэтому переключать их нужно быстро, чтобы"тандем" не потерял ход и ослабевший трос при включении следующейпередачи не рванул буксируемый автомобиль.

Водителю второго автомобиля не всегда удается разглядеть через стекло"тягача", что происходит на дороге перед ними и к чему он долженприготовиться. Можно вести машину с небольшим смещением к центрудороги, наблюдая за ней, но не мешая, конечно, едущим в попутном ивстречном направлениях. Кстати, чтобы они знали о том, что две машиныидут в связке, независимо от времени суток надо включить ближний светна первой и аварийную сигнализацию на второй.

Резкое торможение при движении в паре совершенно недопустимо. Нужно такрассчитывать обстановку впереди, чтобы буксирующий автомобиль всегдадвигался под нагрузкой. Если ситуация складывается так, что остановканеизбежна, нажмите, не сбрасывая газ, несколько раз на тормознуюпедаль, привлекая внимание второго водителя, и только после этого можнопритормаживать интенсивнее. Очень важно, чтобы трос не провис и непопал под буксируемый автомобиль, иначе колесо может намотать его настойку передней подвески, он порвет тормозной шланг и наделает другихбед. Поэтому второй водитель должен согласовывать свои действия слидером, притормаживать аккуратно, без резких нажимов на педаль.Отпускать тормоза нужно постепенно, давая возможность буксирующемуавтомобилю создать тяговое усилие на сцепке.

Случается, что, буксируя автомобиль, нужно совершить обгон или объезд.Сложность такого действия теперь значительно возросла - пока "хвост"вашего автопоезда не объехал препятствие, убирать "голову" рано.Поэтому, встав перед необходимостью подобного маневра, водитель первоймашины должен представлять себе, что судьба заднего полностью находитсяв его руках. Еще сложнее обгонять или объезжать перед поворотом:буксируемому может не остаться ни места, ни времени для завершенияманевра.

При движении под уклон лидер не имеет права тормозить первым.Вспомните: даже у грузового автопоезда сначала включаются в работутормоза прицепа. Вся ответственность за благополучный спуск лежит наводителе буксируемого автомобиля. Он должен внимательно следить задорогой и притормаживать (не тормозить!), давая возможность ведущемуподдерживать равномерное движение с натягом.

На подъеме, чтобы не переключаться и не дергать лишний раз машины,лучше в самом начале включить ту передачу, на которой можно выбратьсянаверх. В противном случае рывок троса неизбежен, так как во времяпереключения передач тянущая машина теряет ход интенсивнее, чем идущаяна буксире. Есть еще одна особенность, преимущественно иномарок,которую нельзя не учитывать при движении на буксире: при неработающемдвигателе не действуют усилители руля и тормозов, поэтому дляуправления потребуются повышенные усилия.

В последние несколько лет на наших дорогах появилось огромноеколичество иномарок. Часть из них оснащены автоматической коробкойпередач. И если с правилами буксировки автомобиля с механическойкоробкой большинство автовладельцев знакомы еще по отечественныммоделям, то "автомат" для многих - тайна за семью печатями. Одним изсамых убедительных доводов противников автомобилей с автоматической КППявляется якобы невозможность его буксировки. Это очень распространенноезаблуждение способно заставить многих предпочесть механическую коробку,хотя для городской эксплуатации "автомат" гораздо удобней.

Неисправный автомобиль можно буксировать, только установив рычагселектора в положение N (нейтраль) со скоростью не более 50 км/ч нарасстояние не свыше 100 км. Если потребуется перевезти машину набольшее расстояние, придется демонтировать карданный вал или полуоси(для переднеприводных автомобилей).

И еще об одном. Бытует мнение, что двигатель автомобиля савтоматической трансмиссией невозможно пустить с "буксира". Это не так.Надо установить рычаг в позицию N, включить зажигание, в холоднуюпогоду один раз нажать на педаль газа, чтобы обогатить смесь, иначинать движение на буксире. Достигнув скорости 30 км/ч для холоднойтрансмиссии и 50 км/ч для прогретой, надо двигаться в таком темпе неменее двух минут, чтобы создать в трансмиссии необходимое давлениемасла. Затем переводят рычаг в положение L или 2 (второй диапазонпониженных передач) и после того, как двигатель начнет вращаться,нажимают на педаль газа. Как только мотор заработает, нужно вернутьрычаг на "нейтраль". Если через несколько секунд двигатель незаработает, переводят рычаг обратно на N, иначе можно вывести коробкуиз строя. При повторной попытке надо снова "протащить" машину какое-товремя на "нейтрали", затем повторить описанные действия. Так жезапускают двигатель, скатывая машину по склону.

Примечание Toyota-Club. Способ применим только к небольшой частизападных моделей (в т.ч. некоторым Mercedes-Benz). Завести такимобразом обычную тойоту с айсиновским автоматом, где маслонасосприводится только от коленчатого вала - не удастся.

Этой зимой и мне не всегда удавалось запустить двигатель безпосторонней помощи. Виной тому - нешуточные морозы, давно отслужившийсвой срок аккумулятор, отсутствие свободных денежных средств наприобретение нового и острая необходимость завестись и поехать во чтобы то ни стало. Пытаясь найти что-нибудь полезное в этой неприятнойситуации, я наблюдал за реакцией водителей проезжавших мимо машин наугрюмо стоявшего, а точнее, подпрыгивающего от холода человека сбуксирным тросом в руках. Реакция была неоднозначная. Многие водителиблестящих холеными боками в ярких лучах зимнего солнца дорогих иномарокразводили руками, стучали по часам, сокрушенно качали головой, пытаясьпоказать, что с удовольствием бы помогли, но по не зависящим от нихобстоятельствам сделать этого не могут. Владельцы машин подешевле,преимущественно "Жигулей" и "Москвичей", напротив, принимались такпристально разглядывать свою приборную панель или зеркало заднего вида,как будто увидели их впервые.

За время, прошедшее от периодических "забастовок" старого аккумуляторадо приобретения нового, мне на помощь пришло шесть человек. Причем всешестеро спасителей находились в достаточно дорогих машинах. Не знаю,существует ли связь между благосостоянием человека и его готовностьюпомочь ближнему, но если перенести закон сохранения энергии изфизической в философскую сферу, то можно предположить, что добро,сделанное человеком, никуда не исчезает и рано или поздно возвращаетсяк нему в той или иной форме, может быть, в виде нового автомобиля. Ещебольше удивил меня национальный состав водителей оказавших мне помощь.Среди них были два кавказца, один веселый и жизнерадостный цыган, одиночень благообразный (будто сошедший с полотен средневековых голландцев)еврей и два белоруса. Конечно, такого количества очень мало дляпроведения серьезного социологического исследования, но результатампоследней переписи населения эти данные явно не соответствуют.

Особенно запомнился уроженец гор по имени Султан. Не знаю, к какому измногочисленных кавказских народов он принадлежит, но та искренность иэнтузиазм, с которыми он мне помогал, сначала пробуя "прикурить" отсвоего аккумулятора, а потом таская за собой на буксире вокругквартала, оставили самое благоприятное впечатление. И все этосопровождалось тихим негодованием его спутницы - яркой блондинки спышными формами. Она надувала губы, бросала на нас обоихгневно-нетерпеливые взгляды, но выражать вслух свое недовольствоопасалась. А когда машина наконец завелась, неизвестно, кто был большерад - я или мой добровольный помощник. Побольше бы таких водителей!

Конечно, можно до бесконечности разбирать самые различные ситуации иварианты движения на буксире, комментировать поведение буксирующего ибуксируемого автомобилей и их водителей. Но самую хорошую практикуможно получить, только попробовав себя в качестве терпящего бедствиеили, напротив, оказав помощь своему коллеге автомобилисту, вставшему надороге.