Системы наддува и их особенности

Однажды услышал диалог продавца и покупателя, шумно обсуждавшихдостоинства купе "Мерседес-CLK". "А что за двигатель у него?" -поинтересовался клиент, вдоволь насмотревшись на кузов и полазив посалону. "Мотор - зверь! Турбированный", - с гордостью в голосе сообщилпродавец. И хотя его собеседника такой ответ вполне устроил, многим онсправедливо покажется неточным. 

На мощных двигателях нередко применяют системы наддува, которые подаютв цилиндры воздух под давлением, тем самым увеличивая его количество ив итоге - мощность мотора. Общие названия этих систем - "компрессор"(compressor, по-немецки - kompressor) и чаще употребляемый синоним"нагнетатель" (charger) произошли от глаголов "сжимать" и "наполнять".Сегодня большинство фирм используют два основных вида нагнетателей -механические и приводимые в действие отработавшими газами. У каждогосвои преимущества и недостатки, определяющие область применения.

ПОД ГНЕТОМ КОМПРЕССОРА
"Мерседес", например, уже давно определился с выбором и устанавливаетнагнетатели с механическим приводом на машины с бензиновымидвигателями, а турбокомпрессоры - на дизели. Дело в том, что уприводных (жестко связанных с валом двигателя) нагнетателей давлениенаддува не зависит от оборотов, благодаря чему машина быстро реагируетна нажатие педали акселератора. Особенно ценно это качество приразгоне. Также в их активе простота конструкции. Но, естественно, естьи другая сторона медали: расход топлива у моторов, оборудованныхнагнетателями с механическим приводом, выше, а КПД ниже, чем удвигателей с турбонаддувом. Что касается терминологии, то разные фирмыименуют механические нагнетатели по-разному: наиболее популярныеварианты "supercharger" или "compressor". Никакого "турбо" тут,естественно, нет.

С ЛОПАТКАМИ НАПЕРЕВЕС
Наиболее распространенный вид наддува, широко используемый сегодня вдизелях и в бензиновых моторах, - турбонаддув. Отработавшие газывращают турбину, а та, в свою очередь, приводит компрессор, нагнетающийсвежий воздух.

Выигрыш от турбокомпрессора (называемого "turbocharger" или просто"turbo") - значительное улучшение характеристик двигателя за счет"дармовой" энергии. А вот моментального отклика и уж тем болееэнергичной помощи на малых оборотах от турбокомпрессора ждатьбесполезно; в самом общем случае он обеспечивает высокий крутящиймомент лишь при оборотах выше средних - в характеристике появляетсяпровал, называемый "турбоямой". (Впрочем, эту яму можно засыпать; кромеизвестных "лопат", передовые фирмы пробуют... подкрутку турбиныспециальным высокоскоростным электродвигателем.) Еще один минус -высокие требования к культуре производства и эксплуатации придирчивоготурбокомпрессора.

В силу особенностей рабочего процесса дизельные двигатели лучшеподходят для оснащения турбонаддувом, нежели бензиновые. Конечно,существуют и другие типы наддува, например с использованием волновогообмена. Но сегодня о них вспоминают все реже, предпочитая механические(распространение получили роторно-зубчатый типа "Рутс) итурбонагнетатели.