Все о бензинах, характеристики бензина

Характеристики
Основным эксплуатационным свойствомбензинов является детонационная стойкость. Детонация - это процессочень быстрого сгорания рабочей смеси (взрывной) с образованием вкамере сгорания ударных волн. Детонация приводит к прогоранию поршней ивыпускных клапанов. Внешние признаки детонации - характерныйметаллический стук и вибрация, черный цвет отработавших газов (дым),неровная работа двигателя.


Главным признаком детонациислужит резкий звонкий стук в двигателе, который хорошо слышен с меставодителя. Многие водители полагают, что это стучат поршневые пальцы. Вдействительности источником этих звуков являются вибрации деталейдвигателя от действия детонационной (ударной) волны.


Основные причины возникновения детонации следующие: несоответствиесорта бензина степени сжатия двигателя (слишком низкое октановоечисло), раннее зажигание, большое количество нагара в камере сгорания,работа двигателя при полностью открытой дроссельной заслонке и низкойчастоте вращения коленчатого вала, что бывает, например, при движениина подъеме "внатяг", когда водитель своевременно не перешел на низшуюпередачу. Длительная работа двигателя с интенсивной детонациейнедопустима, так как это может привести к повреждению прокладки головкиблока цилиндров, прогоранию поршней и клапанов. Однако незначительнаядетонация, которая сопровождается кратковременным, быстро исчезающимстуком в начале разгона автомобиля при полном нажатии на педальдроссельной заслонки, считается нормальным явлением и не представляетопасности для двигателя.


Детонационные свойства оцениваютсяоктановым числом, которое в свою очередь определяется двумя методами -исследовательским и моторным. Как правило, в обозначении бензина вместес октановым числом указывается и метод, по которому оно определено(буква И - исследовательский). Чем выше октановое число, тем большестойкость к детонации, тем больше и возможная степень сжатия двигателя,а следовательно, и больше мощность и экономичность.


Высокооктановые бензины получают двумя способами: сложнымтехнологическим - увеличивают долю высокооктановых компонентов припроизводстве (неэтилированный бензин); более простой и дешевый способ -добавка к бензину тетраэтилсвинца (этилированный бензин).
В развитых странах этилированные бензины не используются.


Этиловая жидкость - это концентрат химических соединений свинца, и она,как и этилированный бензин, чрезвычайно ядовита, оказывает отравляющеедействие на человека.
Используя этилированный бензин,будьте очень осторожны. Тетраэтилсвинец (а за границей еще итетраметилсвинец) существенно повышает детанационную стойкость. Его дляэтого и добавляют, но на автомобилях, оснащенных лямбдазондом икаталитическим нейтрализатором отработанных газов (катализатором),этилированный бензин использовать нельзя - свинец быстро выводит их изстроя.

Маркировка
В СНГ в настоящее время производятбензины: А-72, А-76, А-80, АИ-91, АИ-92, АИ-93, АИ-95 и АИ-98. Онивыпускаются этилированными, малоэтилированными и неэтилированными,летних и зимних сортов.


Все этилированные бензины окрашивают: А-72 - розовый; А-76 -желтый; АИ-93 -оранжево-красный; АИ-98 - синий.
За рубежом основными являются две марки бензина: "Премиум" (1-й сорт,октановое число 97-98) и "Регуляр" (2-й сорт, октановое число 90-94). ВАнглии, США и некоторых других странах выпускается также бензин "Супер"(октановое число 99-102).

Применение
Для легковых автомобилей зарубежногопроизводства используйте бензин с октановым числом не менее 91 -92, дляавтомобилей 90-х годов рекомендуется применять бензин с октановымчислом не менее 94.


Качество бензина, кроме фактическогозначения октанового числа, определяется степенью загрязнениямеханическими примесями, содержанием кислот, щелочей, органическихсоединений, сернистых соединений. К сожалению, производимые в СНГбензины на АЗС часто имеют пониженное качество по указанным вышепоказателям. В результате при сгорании топлива возникают детонационныепроцессы (заниженное фактическое октановое число); повышаетсяинтенсивность износа двигателя (механические примеси), усиливаетсясмолообразование и нагарообразование, коррозионное воздействие надетали.


Топливная система должна быть обязательнооборудована фильтром тонкой очистки, за состоянием которого необходимоследить и периодически заменять. Учитывая невысокое качество бензина,период замены фильтра тонкой очистки - 10000 - 15000 км. Полезно 1 разв год промывать топливный бак. Для двигателей с впрыском икатализатором используйте бензин не хуже АИ-95 неэтилированный илималоэтилированный.

Хранение
При длительном хранении бензина его качествоснижается. Обычно на одну-две единицы уменьшается октановое число ивозрастает количество смол за счет окисления углеводородов, которыевходят в состав бензина. Смолы, содержащиеся в бензине, образуютвязкие, липкие соединения коричневого цвета, которые оседают на всехдеталях, соприкасающихся с бензином или его парами (на стержняхвпускных клапанов, деталях карбюратора, внутренних стенках топливногобака и т. п.), что нарушает взаимодействие деталей и систем двигателя.


На процессы окисления бензина оказывает влияние ряд факторов. Медь и еесплавы сильно ускоряют окисление, поэтому бензин в баке автомобиля, гдеимеются латунные заборная трубка и фильтрующая сетка, окисляетсябыстрее, чем в железной канистре. Способствует окислению и свободныйдоступ воздуха в емкость с бензином. В теплое время года процессыокисления протекают значительно интенсивнее, чем зимой.


Придлительном хранении этилированного бензина в неплотно закрытой емкоститеряется легколетучий бромистый этил - вещество, которое входит всостав этиловой жидкости и "выносит" оксиды свинца из камеры сгорания.Через некоторое время бромистого этила может остаться в бензине такмало, что он не сможет "связывать и выносить" весь свинец. Прииспользовании такого бензина может сильно возрасти нагарообразование вдвигателе.
Таким образом, бензин лучше всего сохраняется вплотно закрытой таре и в прохладном месте. Для этой цели пригодныканистры и подобные им емкости.


В средней климатическойзоне бензин может храниться в плотно закрытых канистрах безсущественной потери качества до 12 месяцев, а в баке автомобиля - неболее 6 месяцев. Для северных районов сроки увеличиваются в 1,5-2 раза,а для южных - сокращаются вдвое.
Качество бензина,снизившееся в результате длительного хранения, можно улучшить, смешавбензин с двойным, тройным или большим количеством свежего бензинатакого же сорта. Полученная смесь по качеству близка к свежему бензину.