Расшифровка аббревиатур автомобильной тематики.

ABS (Antiblockier System) -По русски - АБС. Антиблокировочная система тормозов. Предотвращаетблокировку колес при торможении автомобиля, что сохраняет его курсовуюустойчивость и управляемость. Сейчас применяется на большинствесовременных авто. Hаличие ABS позволяет нетренированному водителю недопускать блокировки колес.



ACC (Active Cornering Control) - Иногда ACE, BCS, CATS. Автоматическая система стабилизации поперечного положения кузова вповоротах, а в некоторых случаях и изменяемого хода подвесок, главнуюроль в которой играют активные элементы подвески. 

ADR (ADR (Automatic Distance Regulation) - система поподдержанию безопасного расстояния до впереди идущего автомобиля. Воснове системы лежит радар, установленный в передней части автомобиля.Он постоянно анализирует расстояние до впереди идущего автомобиля. Кактолько этот показатель становится ниже установленного водителем порога,система ADR автоматически даст команду на снижение скорости, до техпор, пока расстояние до впереди идущего автомобиля не достигнетбезопасного уровня. Cистема ADR входит в список дополнительногооборудования. Система ADR установленная на лимузине Phaeton отличаетсясамой большой дальностью и оптимальным углом направленного луча.Система обеспечивает безопасное и комфортное движение на скорости до180 км/ч.

AGS (Adaptive Getriebe-Steuerung) - Самонастраивающаяся системаавтоматической коробки передач. "Индивидуальная" коробка передач. AGS впроцессе движения выбирает самую подходящую для водителя передачу. Дляраспознавания стиля вождения постоянно оценивается работа педальюакселератора. "Ловятся" грань пробуксовки и момент привода, после чегопередачи начинают работать по одной из заданных системой программ:"нормальная", "зимняя" и "горная/трогание с места". Кроме того, системаAGS предотвращает излишние переключения, например, в пробках, наповоротах или спусках.

ASC (Anti-Slip Control) - Антипробуксовочная система или, как иногда ее называют, "трэкшн-контроль" (tracktion-control).Она же ASR (в автомобилях германского производства), а также DTS(Dynamic Traction Control), ETC, TCS (Traction Control System), STC,TRACS, ASC+T (Automatic Stability Control + Traction). Назначениесистемы - предотвратить срыв колес в скольжение, а также снизить силудинамических нагрузок на элементы трансмиссии на неоднородном дорожномпокрытии. Ведущие колеса сначала подтормаживаются, затем, если этогонедостаточно, уменьшается подача топливной смеси в двигатель и,следовательно, поступающая на колеса мощность.

A/T (Automatic Transmission) - АККП, автоматическая коробкапереключения передач.

ATC (Automatic Traction Control) - Автоматическое управление тягой

BA (Brake Assist) - Иногда BAS, PA или PABS. Электронная системауправления давлением в гидравлической системе тормозов, которая вслучае необходимости экстренного торможения и недостаточного при этомусилия на педали тормоза самостоятельно повышает давление в тормозноймагистрали, делая это во много раз быстрее, чем на то способен человек.

СBC (Cornering Brake Control) - система, которая подтормаживает колеса в поворотах.

CTI (Central Tire Inflation System) - система централизованной подкачки шин

DBC (Dynamic Brake Control) - Система динамического контроля заторможением. В экстремальных случаях большинство водителей не всостоянии выполнить экстренное торможение. Cила, с которой автолюбительдавит на педаль, недостаточна для эффективного торможения. Последующеенарастание усилия увеличивает тормозную мощность лишь незначительно.DBC дополняет систему динамического контроля устойчивости (DSC), врезультате ее срабатывания процесс нарастания давления в приводетормозов ускоряется, чем обеспечивается минимальный тормозной путь.Работа системы основывается на обработке информации о скоростинарастания давления и усилии на педали тормоза.

DSC (Dynamic Stability Control) - система динамического контроля устойчивости

DME (Digital Motor Electronics) - Цифровая электронная системауправления работой двигателя. Осуществляет контроль за "правильным"зажиганием и впрыском топлива и другими дополнительными функциями,такими, как регулировка состава рабочей смеси. Система DME обеспечиваетоптимальную мощность при минимальной токсичности выхлопных газов ирасходе топлива.

DOT (Department Of Transportation) - Министерство транспортаСША, ответственное за нормативы безопасности шин. Маркировка, наносимаяна шину, показывает, что данная покрышка соответствует требованиямМинистерства и разрешена к использованию в США.

Driveline - ведущий привод. AWD (All Wheel Drive) - все колёса ведущие;
FWD (Front Wheel Drive) - передние ведущие колёса;
RWD (Rear Wheel Drive) - задние ведущие колёса;
4WD-OD (Four Wheel Drive - On Demand) - четыре колеса ведущие (не постоянно включенный полный привод);
4WD-FT (Four Wheel Drive - Full Time) - четыре колеса ведущие (постоянно включенный полный привод).

ECT (Electronically Controlled Transmission) - Электроннаясистема управления переключениями передач в автоматических КППпоследнего поколения. Учитывает скорость автомобиля, положениедроссельной заслонки и температуру двигателя. Обеспечивает мягкоепереключение передач, значительно увеличивает ресурс двигателя итрансмиссии. Позволяет установить несколько алгоритмов переключенияпередач, например, "зимний", "экономичный" и "спортивный".

EBD (Electronic Brake Distribution) -В немецком варианте - EBV (Elektronishe Bremskraftverteilung).Электронная система распределения тормозных сил. Обеспечивает наиболееоптимальное тормозное усилие на осях, изменяя его в зависимости отконкретных дорожных условий (скорость, характер покрытия, загрузкаавтомобиля и т.п.). Главным образом, для предотвращения блокировкиколес задней оси. Эффект особенно заметен на автомобилях с заднимприводом. Основное назначение данного узла - распределение тормозныхсил в момент начала торможения автомобиля, когда, согласно законамфизики, под действием сил инерции происходит частичноеперераспределение нагрузки между колесами передней и задней оси.

Принцип действия: основная нагрузка приторможении с движения передним ходом ложится на колеса передней оси, накоторых может быть реализован больший тормозной момент, в то время какколеса задней оси, напротив, разгружаются, и, при приложении к нимбольшого тормозного момента, могут заблокироваться. Во избежание этогоEBD, обработав данные, получаемые от датчиков АБС и датчика,определяющего положение педали тормоза, воздействует на тормознуюсистему и перераспределяет тормозные силы на колесах пропорциональнодействующим на них нагрузкам. EBD вступает в действие до начала работыАБС или при несрабатывании АБС из-за ее неисправности.

ECS - Электронная система управления жёсткостью амортизаторов.

ECU (Electronic Control Unit) - блок электронного управления работой двигателя.

EDC (Electronic Damper Control) - электронная системарегулирования жесткости амортизаторов. Иначе ее можно назвать системой,заботящейся о комфорте. "Электроника" сопоставляет параметры загрузки,скорости автомобиля и оценивает состояние дорожного полотна. Придвижении по хорошим трассам EDC "приказывает" амортизаторам статьмягче, а при поворотах на высокой скорости и проезде волнообразныхучастков добавляет им жесткости и обеспечивает максимальное сцепление сдорогой.

EDIS (Electronic Distributorless Ignition System) - электронная бесконтактная система зажигания (без прерывателя - распределителя).

EDL (Electronic Differential Lock) - cистема электроннойблокировки дифференциала. В немецком варианте EDS (ElektronischeDifferentialsperre) - электронная блокировка дифференциала.Представляет собой логичное дополнение к функциям антиблокировочнойсистемы (АБС), благодаря которому повышается потенциал безопасностиавтомобиля, улучшаются его тяговые характеристики при движении внеблагоприятных дорожных условиях, а также облегчаются процессытрогания с места, интенсивного разгона, движения на подъем иэксплуатации автомобиля в сложных погодных условиях.
Принципдействия системы. При прохождении поворотов колеса автомобиля,установленные на одной оси проходят пути разной длины, из-за чего ихугловые скорости тоже должны быть разными. Это несовпадение скоростейкомпенсируется за счет работы дифференциального механизма,устанавливаемого между ведущими колесами. Но у применения дифференциалав качестве связующего звена между правым и левым колесами ведущей осиавтомобиля есть и отрицательные стороны. Особенностю конструкциидифференциала является то, что он (при равенстве правой и левойшестерен) независимо от условий движения осуществляет равноераспределение крутящего момента между колесами ведущей оси. Припрямолинейном движении на покрытии с равными коэффициентами сцепленияэто не сказывается на поведении автомобиля. Когда же ведущие колесаавтомобиля попадают на участок с различными коэффициентами сцепления,колесо, движущееся по участку дороги с меньшим коэффициентом сцепления,начинает пробуксовывать. В силу условия равенства крутящих моментов,обеспечиваемого дифференциалом, буксующее колесо ограничивает тягупротивоположного колеса. Блокировка дифференциала при несовпаденииусловий сцепления левых и правых колес устраняет этуравнораспределенность. Получая сигналы от датчиков частоты вращения,имеющихся в составе АБС, ЭБД определяет угловые скорости ведущих колеси непрерывно сопоставляет их между собой. При несовпадении угловыхскоростей, возникающем, например, при буксовании одного из колес, оноподтормаживатся до тех пор, пока не сравняется по частоте вращения снебуксующим. В результате такого регулирования возникает реактивныймомент, который, в случае необходимости, создает эффект механическизаблокированного дифференциала, а колесо, имеющее лучшие условиясцепления с дорожным покрытием, получает возможность передавать большеетяговое усилие. При разности частот вращения около 110 об/мин системаавтоматически включается в работу и без ограничений действует наскоростях до 80 км/ч. Система ЭБД действует и при движении заднимходом, однако при прохождении поворотов она не срабатывает.

ECM (Electronic Control Module) - модуль электронного контроля.Микрокомпьютер задаёт продолжительность впрыска и количествовпрыскиваемого топлива для каждого цилиндра. Cпособствует получению отдвигателя оптимальной мощности и крутящего момента в соответствии сзаложенной в него программой.

EGR (Exhaust Gas Recirculation) - система рециркуляции отработавших газов

EON (Enhanced Other Network) - встроенная навигационная система.В России пока не работает, однако в Европе преимущество EON уже оцененопо достоинству. Информация о пробках на дорогах, строительных работах,маршрутах объезда со спутника поступает в бортовой компьютер вашегоавтомобиля. Электронный мозг машины тут же дает водителю подсказку,какой дорогой пользоваться, а с какой лучше свернуть.

ESP (Electronic Stability Programm) - Она же ATTS, ASMS(Automatisches Stabilitats Management System), DSTC, DSC (DynamicStability Control), FDR (Fahrdynamik-Regelung), VDC, VSC (VehicleStability Control), VSA (Vehicle Stability Assist) - противозаноснаясистема (ПЗС). Наиболее сложная система с задействованием возможностейантиблокировочной, антипробуксовочной с контролем тяги и электроннойсистем управления дроссельной заслонкой. Контрольный блок получаетинформацию с датчиков углового ускорения автомобиля, угла поворотарулевого колеса, информацию о скорости автомобиля и вращении каждого изколес. Система анализирует эти данные и рассчитывает траекториюдвижения, а в случае, если в поворотах или маневрах реальная скоростьне совпадает с расчетной и автомобиль "выносит" наружу или внутрьповорота, корректирует траекторию движения, подтормаживая колеса иснижая тягу двигателя. В случае возникновения экстремальной ситуацииона компенсирует неадекватно резкую реакцию водителя и способствуетсохранению устойчивости автомобиля. Работа данной системы заключается восуществлении тягово-динамического регулирования работы системуправления автомобилем. ПЗС распознает опасность заноса ицеленаправленно компенсирует нарушение курсовой устойчивостиавтомобиля.

Принцип действия системы. ПЗС реагирует на критические ситуации в том случае, если известны ответы на два вопроса:
куда намерен ехать водитель? куда на самом деле едет автомобиль? Ответна первый вопрос система получает от датчиков, определяющих уголповорота рулевого колеса и угловые скорости колес автомобиля. Ответ навторой вопрос можно получить, измерив угол поворота автомобиля вокругвертикальной оси и величину его поперечного ускорения. Если попоступающей от датчиков информации получаются разные ответы наупомянутые выше вопросы, то существует вероятность возникновениякритической ситуации, при которой необходимо вмешательство ПЗС.
Критическая ситуация может проявляться в двух вариантах поведения автомобиля:
Недостаточная поворачиваемость автомобиля. В этом случае ПЗСдозированно подтормаживает заднее колесо на внутренней сторонеповорота, а также воздействует на системы управления работой двигателяи АКП (если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией). Врезультате добавления к сумме сил тормозной силы, приложенной купомянутому выше колесу, вектор результирующей силы, действующей наавтомобиль, поворачивается в сторону поворота и возвращает машину назаданную траекторию движения, предотвращая выезд за пределы проезжейчасти и обеспечивая тем самым вписываемость в поворот. Избыточнаяповорачиваемость автомобиля. В этом случае ПЗС дозированноподтормаживает переднее колесо на внешней стороне поворота ивоздействует на системы управления работой двигателя и АКП (еслиавтомобиль оборудован автоматической трансмиссией). В результате векторрезультирующей силы, действующей на автомобиль, поворачивается наружуповорота, предотвращая тем самым занос автомобиля и следующее за нимнеуправляемое вращение вокруг вертикальной оси. Еще однойраспространенной ситуацией, в которой требуется вмешательство ПЗС,является объезд неожиданно возникшего на дороге препятствия. В случае,если автомобиль не оборудован ПЗС, события в данном случае часторазвиваются по следующему сценарию:
Перед автомобилем неожиданно возникает препятствие. Чтобы избежатьстолкновения с ним, водитель резко поворачивает влево, а затем, чтобывозвратиться на ранее занимаемую полосу, - вправо. В результатеподобных манипуляций автомобиль резко поворачивается и возникает заносзадних колес, переходящий в неуправляемое вращение автомобиля вокругвертикальной оси. Развитие ситуации в случае с автомобилем,оборудованным ПЗС, выглядит несколько иначе.
Водитель пытается объехать препятствие, как и в первом случае. Посигналам датчиков ПЗС распознает возникший неустойчивый режим движенияавтомобиля. Система производит необходимые вычисления и, в качествеконтрмеры, подтормаживает левое заднее колесо, способствуя тем самымповороту автомобиля. При этом сила бокового увода передних колессохраняется. Пока машина движется по дуге влево, водитель начинаетповорачивать рулевое колесо вправо. Чтобы способствовать поворотуавтомобиля вправо, ПЗС подтормаживает правое переднее колесо. Задниеколеса при этом вращаются свободно, благодаря чему оптимизируетсядействующая на них боковая сила увода.
Предпринятая водителем смена полосы движения может вызвать резкийповорот автомобиля вокруг вертикальной оси. Чтобы предотвратить заносзадних колес, подтормаживается левое переднее колесо. В особокритических ситуациях это торможение должно быть очень интенсивным,чтобы ограничить нарастание боковой силы увода, действующей на передниеколеса.

Рекомендации по эксплуатации ПЗС.Рекомендуется выключать ПЗС: при "раскачке" автомобиля, застрявшего вглубоком снегу или рыхлом грунте, при езде с цепями противоскольжения,при проверке автомобиля на динамометрическом стенде. Отключение ПЗСосуществляется нажатием кнопочного выключателя с надписью на панели приборов, включение - повторным нажатием на указанную клавишу. При запуске двигателя ПЗС находится в рабочем режиме.


ETCS (Electronic Throttle Control System) - Электронная системауправления положением дроссельной заслонки. Блок управления двигателемполучает сигналы с двух датчиков: положения педали газа и дроссельнойзаслонки, и в соответствии с заложенной в него программой отдаеткоманды электросервоприводу заслонки.

ETRTO (The European Tyre and Rim Technical Organisation) - Объединение европейских производителей шин и дисков, Брюссель.

FMVSS (Federal Motor Vehicle Safety Standarts) - Нормативы безопасности США.

FSI (Fuel Stratified Injection) - "послойный" впрыск топлива.Разработка специалистов Volkswagen. Топливная аппаратура двигателя ссистемой впрыска FSI сделана по аналогии с дизельными агрегатами: насосвысокого давления нагнетает бензин в топливную рампу, общую для всехцилиндров. Топливо впрыскивается непосредственно в камеру сгораниячерез форсунки с электромагнитными клапанами. Команда на открытиекаждой форсунки подается из центрального блока управления, а фазы ееработы зависят от оборотов и нагрузки двигателя.

Преимущества бензинового двигателя с прямым впрыском: благодаря форсункам с электромагнитнымиклапанами возможен впрыск строго дозированного количества топлива вкамеру сгорания в определенное время;
изменение фаз впускного распределительного вала на 40 градусов обеспечивает хорошую тягу на низких и средних оборотах;
использование рециркуляции выхлопных газов уменьшает эмиссию токсичных веществ;
двигатели с прямым впрыском FSI на 15% экономичнее бензиновых двигателей с традиционной системой впрыска.



HDC (Hill Descent Control) - Система контроля тяги для спуска скрутых и скользких уклонов. Работает примерно по тому же принципу, чтои антипробуксовочная: через "удушение" двигателя и подтормаживаниеколес, но с фиксированным ограничением скорости в диапазоне от 6 до 25км/ч.

PTS (Parktronic System) - в немецком варианте ADK(Abstandsdistanzkontrolle) - система контроля дистанции при парковке,которая посредством ультразвуковых сенсоров, расположенных в бамперах,определяет расстояние до ближайшего препятствия. Система включает всебя ультразвуковые преобразователи и блок управления. О величинерасстояния до препятствия водителя информирует акустический сигнал,характер звучания которого изменяется при сокращении расстояния допрепятствия. Чем меньше расстояние, тем короче пауза между отдельнымисигналами. Когда до препятствия остается 0,3 м, звучание сигналастановится непрерывным. Звуковой сигнал поддерживается световымисигналами. Соответствующие индикаторы расположены внутри салона. Помимообозначения ADK (Abstandsdistanzkontrolle) для описания данной системымогут использоваться абривеатуры PDC (Parking distance control) иParktronik.

RDC (Reifen Druck Control) - Система контроля за давлениемвоздуха в шинах. Система RDC контролирует давление и температурувоздуха в шинах автомобиля как во время движения с любой скоростью, таки на неподвижно стоящем автомобиле. Система сообщает о падении давленияв одной или нескольких шинах. Благодаря RDC удается избежатьпреждевременного износа и разрывов шин.

SIPS (Side Impact Protection System) - Система защиты отбокового удара. Состоит из усиленных и энергопоглощающих элементовкузова и боковых подушек безопасности, которые обычно располагаются вовнешнем крае спинки переднего сидения. Мешок SIPS срабатывает отэлектронных датчиков, вмонтированных в стойку и позади проема заднейдвери (эти датчики используются и для срабатывания Надуваемойзанавески, IC). Meсто расположения датчиков влияет на очень быструюреакцию.Это особенно важно при боковых ударах, так как сминаемая зонасоставляет всего 25-30 см.

SLS (Self-Levelizing Suspension) - Система самовыравниванияподвески. Особая конструкция амортизаторов и/или пневморессор. Можетобеспечивать стабильность положения кузова в продольной осиотносительно горизонтали при быстром движении по неровным дорогам и/илипри полной загрузке.

SRS (Supplementary Restraint System) - Подушки безопасности, они же эйрбэги (airbag),фронтальные и боковые. Последние иногда относят к системе защиты отбоковых ударов SIPS, куда наряду с ними входят специальные балки вдверях и поперечные усилители кузова. Новые аббревиатуры - WHIPS(запатентовано Volvo) и IC, что, соответственно, расшифровывается каксистема защиты от "плетевого" удара - особая конструкция спинки сиденьяс активными подголовниками и "надувная штора" - подушка безопасности,разворачивающаяся сбоку в зоне головы.

IC (Inflatable Curtain) - Надуваемая занавеска. IC на Volvoсостоит из двух "защитных занавесок". Они монтируются под обивкой крышивдоль каждой стороны автомобиля и защищают в равной степени и переднихи задних пассажиров. При столкновении занавеска освобождается инадувается до полного объема всего за 25 тысячных долей секунды. Черезтри секунды начинается процесс спускания; он проходит медленно, чтобыобеспечить максимальную защиту при множественных столкновениях.Занавеска покрыта воздушными каналами, сконцентрированными в областях,о которые пассажиры автомобиля могут удариться головой. IC надуваетсятолько на той стороне, на которую пришелся удар. Она срабатывает отдатчиков в стойке и за проемом задней двери. Те же самые датчикииспользуются для срабатывания мешков SIPS (защита от боковых ударов).Если срабатывает только датчик сзади, то надувается только IC-мешки, аSIPS не срабатывают. Газ в IC - это смесь аргона и гелия, он безвредендля живых существ и окружающей среды.

MASC (Mitsubishi Active Stability Control) - система динамической стабилизации Мицубиси.

MATC (Mitsubishi Active Traction Control) - активная противобуксовочная система Мицубиси.

MSR (Motor Schleppmoment Regelung) - система контроля заторможением двигателем. Предотвращает блокирование ведущих колес приторможении двигателем. Узел, применяемый исключительно напереднеприводных дизельных автомобилях, для предотвращения блокированияпередних колес, которое возможно при резком отпускании педалиакселератора либо при резком торможении на передаче. Свои функциисистема осуществляет путем воздействия на системы управления топливнымнасосом высокого давления дизельного двигателя. Данное воздействиевыражается в повышении частоты вращения коленчатого вала мотора.

M/T (Manual Transmission) - РККП, Ручная Коробка Переключения Передач.

OBD (On Board Diagnostic) - система бортовой диагностики автомобиля

OHC (Overhead Camshaft) - расположенный сверху распределительный вал

VDC (Vehicle Dynamic Control) - система стабилизации курсовой устойчивости.

VVT-i (Valve Variable Timing-intelligent) - Или VTEC, VANOS,NVCS, VIS, CVVT. Системы изменяемых фаз газораспределения. Применяютсядля улучшения характеристик крутящего момента в широком диапазонеоборотов, а также для улучшения экономичности и экологическиххарактеристик двигателя.

WHIPS (Whiplash Protection System) - Механическая система,которая встроена в оба передних сидения. Она состоит из проволочнойрамки в спинке сидения, подвешенной на пружинах, и специальносконструированного механизма крепления спинки сидения к подушке. Приударе автомобиля сзади, система срабатывает в двух фазах. В первой фазепроволочная рама и ее пружины с ограниченным ходом предотвращаютслишком глубокое вдавливание сидящего в спинку сидения. Она такжеобеспечивает поддержку позвоночника и предотвращает его от излишнегоизгибания. В то же самое время, WHIPS позволяет всей спинке в целомдвигаться назад, предохраняя пассажира двигаться вперед. Верхняя частьспинки движется вверх и вперед, заставляя подголовник лучшеподдерживать шею и голову. Во второй фазе механизм WHIPS позволяетспинке еще отклониться назад, поглощая энергию удара и снижая опасныйэффект катапульты. WHIPS создана для того, чтобы обеспечить защиту наскоростях до 30 км/ч, именно на этих низких скоростях причиняются т.н."плетевые" травмы.

ГУР (Гидроусилитель Руля) - Система, состоящая из насоса ишлангов, облегчающих поворот руля. Особенно помогает ГУР при поворотеколес на неподвижном автомобиле и с низкопрофильной резиной, т.к. вэтом случае "пятно контакта" резины с дорогой максимально, а качениянет. Из минусов ГУРа можно отметить то, что при быстром вращениирулевого колеса насос может не успевать перекачивать жидкость иперегреться, что приведет к сопротивлению во вращении. К счастью, насовременных автомобилях это маловероятно.

ЭУР (Электроусилитель Руля) - То же, что и ГУР, но вместонасоса, перекачивающего жидкость, роль помощника выполняетэлектромотор. В случае перегрева ЭУР отключается на 3-4 секунды, затемснова включается.