Как доехать с любой неисправностью?

Автомобиль пугает. Он пугает своей внутреннейнеизвестностью, он пугает и приводит в ужас внезапными отказами исовсем уже выводит из равновесия, когда мертвым грузом останавливаетсяна середине проезжей части и абсолютно не реагирует на привычные Вамманипуляции c органами управления. Он стоит и не дышит, и вы в этотмомент дышите тоже через раз.

Увас дома есть чайник? Электрический? А теперь вспомните, что будет,если включить его, а воду не налить? Правильно, он сгорит. Так вот,чайник - это устройство (дивайс), которое живет по своим правилам изаконам. И ему совершенно наплевать, есть вы на белом свете или нет. Ивообще, ему до вас нет дела. Он, чайник, будет существовать внутрисвоих законов и правил. А ваше дело эти законы узнать, понять ипринять. Или убрать руки от этого чайника.

Хочу,чтобы вы поняли одну истину - любое устройство, в том числе иавтомобиль, созданы не для вас. А для себя самих. Да, это звучитвопреки рекламе и вашим представлениям о благах цивилизации. Да, этотак. И никто из вас обратного мне не докажет!



ВЫВОД №1
В любой поломке автомобиля, от мелкой до крупной, виноваты вы и тольковы. Да-да, это вы своими корявыми и некорректными действиями сгубилимашину! Кроме безопасности окружающих и вашей, личной безопасности,существует техническая безопасность вашего автомобиля. И она важнеепервых двух! Потому что без нее не будет общей, внешней безопасностивашего автомобиля, окружающих людей и вас лично. Почему я виню вас внеисправностях? Да потому, что любая неисправность, никогда и ни прикаких обстоятельствах не происходит внезапно, всегда естьпредварительные симптомы. Другое дело, что вы их не слышали, не внялипросьбам и мольбам автомобиля. Вот больной и умер! И, как всегда, невовремя. И не в том месте.

Авот эти вот специалисты, что стоят на проезжих частях, с открытыми изадранными капотами, наверно про себя думают, что это машина сломалась.Нет, это поломка великая! И она случилась не сейчас. И не в машине и нес машиной. А в голове у вот этих самых специалистов. Давно-давнопословица ходила в автомобильном народе - если машина ломается, надопоменять прокладку между рулем и сиденьем. Или такая, уже совсемсерьезная, пословица: <Дело было не в бобине (<бобина> - этокатушка зажигания), а <д$&#$&б> сидел в кабине>.



Теперьк делу. Буду стараться объяснять все на кухонном языке. Все-таки мызаглохли и, как положено, в средней полосе. Первое - обратите вниманиене на машину, а на себя. Это вам поможет и займет всего лишь три -четыре секунды. Второе - не надо хвататься за телефон и звонить тоженикуда не надо.



Есть только четыре причины, по которым двигатель может остановиться.
Первая - вы заглушили двигатель своими, то есть некорректными икорявыми действиями: троганье с места, не та передача и.т.п. Вторая -отказ системы питания. Третья - отказ системы зажигания. Следующее -лопнул ремень газораспределительного механизма. Иных причин быть неможет.



Вашидействия (и не надо никуда звонить): спокойно пытайтесь запуститьдвигатель в штатном режиме, но не более трех раз по десять секунд. Еслидвигатель не запустился, опять же не надо хвататься за телефон и подкапот лезть тоже не надо, вы там ничего известного для себя не найдете.Ваши действия: самостоятельно или с чьей-либо помощью убираемавтомобиль на крайнюю правую полосу. Это не трудно, и, уверяю вас,очень адекватно. После приходим в себя, осматриваемся, выставляем знакаварийной остановки и включаем аварийную сигнализацию.

Далее- взгляд на указатель уровня топлива. Включаем зажигание и приборыоживают. Топливо- то есть, или кончилось еще вчера? Иногда датчикдействительно может врать, особенно на излете.

Какпроверить наличие топлива иначе? На двигателях карбюраторных двигателях- посмотреть на прозрачный фильтр тонкой очистки топлива (находится подкапотом). Наличие или отсутствие топлива будет видно визуально.

Авот на двигателях с центральным или непосредственным впрыском (еще ихназывают инжекторными) такого фильтра нет. Эти системы достаточнобольшого давления и у них фильтры другой конструкции. И расположены онине в подкапотном пространстве. Единственный способ визуально проверитьналичие топлива это, так сказать, инструментальный способ - опустить вгорловину топливного бака длинный, гибкий прутик. Реальное количествотоплива будет мокрым следом отображаться на конце прута. Если топливанет, то нужно думать - где бы его достать (посреди городских джунглей,либо глухого леса, поля, пустыни Сахара, Антарктиды). Вините толькосебя. Автомобиль вообще ни при чем.

Топливоесть? Самое время предпринять еще одну попытку штатного пускадвигателя. Почему именно сейчас? Дело в том, что причиной остановкидвигателя может быть нагрев или перегрев топливного насоса. Это обычноявление, временное, и это хороший момент, чтобы повторить попыткузапуска, насос-то остыл. Кстати, обратите внимание - в момент запускадвигателя, подает ли признаки жизни, <схватывает> или нет. Еслидвигатель схватывает, то есть начинает работать, но не запускаетсяполностью - это бальзам на душу. Все дело в том, что это хорошийпризнак исправности системы зажигания, как на карбюраторных двигателях,так и на двигателях инжекторных.

Негадая на кофейной гуще, скажу, что основной автомобильный парк сейчассоставляют автомобили с <МП cУДами>. МПСУД - этомикропроцессорная система управления двигателями. Иными словами, ихназывают инжекторными и говорить мы будем о них. Причин для<незапуска> этих двигателей тоже четыре - я их уже перечислил.

Чтокасается отказа топливной системы, то неисправность может быть одна -это отказ топливного насоса. Не ищите его под капотом, его там нет.Насос непосредственно расположен в топливном баке, в подгруженномсостоянии. Отремонтировать его на ходу возможностей нет, так же, какнет возможности отремонтировать на станциях технического обслуживания.Эти устройства чаще всего меняют целиком. Участь ваша в этом случаеугрюмая - эвакуатор или веревка. Веревка - это буксировочный трос,вешаться не надо. Кошелек ваш на этот момент опустеет на три споловиной - пять тысяч рублей.

Следующаяпричина <незапуска> двигателя микропроцессорного управления можетзаключаться в отказе очень маленького и дешевого устройства. Это датчикначала отсчета или датчик положения коленчатого вала. Датчик - этоустройство немудреное, но злобное. Пока двигатель работает, он никак осебе не сообщает, или сообщает загоранием контрольной лампы - желтого цвета на щитке приборов. И еще: пока двигатель работает, МПСУДв его услугах не нуждается. Но стоит остановить двигатель, как новыйзапуск будет невозможен. Вот для справки - если в процессе движениязагорелась желтая лампа - <проверьтедвигатель> - не пугайтесь и не глушите двигатель. Может быть, ничегострашного не случилось, система микропроцессорного управлениядвигателем сама станет в режим защиты от сбоев. Лампа сигнализирует об одной или нескольких неисправностях. Но конкретно окакой - не говорит. Поэтому, как предположение, этому может быть винойи датчик начала отсчета и посему выключение двигателя не даствозможность запустить его вновь. До сервиса можно доехать и так, покрайней мере, своим ходом.

Таксколько мы уже стоим? Покурили? Пора опять попробовать запуститьдвигатель, в штатном режиме. И вот тут - внимание! Стоит пробовать,если двигатель при первых попытках подавал признаки жизни. Если и нет,то тоже стоит пробовать, хотя бы для того, чтобы попробовать на слухопределить целостность приводного ремня газораспределения. Все дело втом, что визуально его не видно - он спрятан под кожухом. Какопределить? Вот с открытым капотом и боковыми стеклами, прокручиваястартером двигатель, попробуйте на слух определить, не быстрее листартер крутит двигатель? Я знаю, что скорость вращения запускающегосядвигателя вы на слух помните и сравните. Стартер штатно крутитдвигатель или все-таки быстрее? Если явно быстрее - то, скорее всего,ремень газораспределения порвался. Эту напасть на месте тоже несделать. По крайней мере, вам. Кстати, ремень рвется тоже из за плохойпрокладки между рулем и сиденьем.

Нучто, на удавку и в ремонт? Итак, вы на буксировочном тросу, - этомероприятие очень серьезное. Не удивлюсь, что не каждый решится васбуксировать. Сошлются на <не по пути>, на нехватку времени и.т.ди.т.п. А причина глубинная и кроется она в вас, потому что раздолбатьсебе зад желанием горит не каждый.

Но,если все-таки смельчак нашелся, что надо знать? Первое: принеработающем двигателе все сервисные системы не работают. И органыуправления будут неузнаваемы вами. Первым делом, усиления рулевогоуправления нет, и жесткость рулевого управления повыситься в несколькораз (и это раз). Второе - усиление рабочего тормоза тоже пропадет, иприкладываемая сила к рулевому колесу, как и к педали рабочего тормоза,будет неузнаваемо велика. Это нужно не только знать, но и учитывать,поскольку путь тормозной увеличится в двое - в трое. А вы ведь накороткой веревке и до спасающей задницы вашего добродетеля, ой какблизко. Но это не все, надо еще уметь оценивать, предвидеть действияводителя тягача. Чтобы не мешать тягачу своими торможениями невпопад.



Ремонт номер два.

Кипим- это не только смешно, но и опасно, как и для вас лично так и длявашего двигателя. Обстоятельства - лето, пробка, жара из-под капотажуткий пар, стрелка указателя температуры охлаждающей жидкостизашкалила за 130 градусов Цельсия (не надо ни куда звонить!). Первое,спокойно с включенной аварийной сигнализацией перестраиваемся в крайнийправый ряд. Двигатель не глушим. Второе - положение отопителя салона,переводим на горячий поток, в красную зону включателя печки - на самыебольшие обороты. Открываем капот, одеваем перчатки. Вы убедились, чтопри работающим двигателе, охлаждающая жидкость кипит в расширительномбачке. Внимание: ничего руками не трогать! И не надо наклоняться инюхать. Теперь, когда двигатель немного поработал на холостых оборотах,можно его выключить. Внимание: в момент через мерной температурыохлаждающей жидкости, вы можете столкнуться с таким явлением каккалильное зажигание. А именно, после выключения зажигания, двигательможет продолжать работать. Не устойчиво, но работать. Это детонационныйпроцесс, нештатный режим работы. Двигатель надо остановить, и как можноскорее. Для этого: сцепление в пол, третью передачу, держим тормоз иотпускаем сцепление. Трансмиссия остановит двигатель. Теперь у вас естьвремя, наблюдайте. Кипение жидкости в расширительном бачке послеостановки двигателя усилится. Не переживайте - это нормально. И не вкоем случае не открывайте крышку расширительного бачка! Придется ждать.Постепенно кипение будет утихать. Воспользуйтесь временем, сходите вближайший автомагазин за тосолом или антифризом. Нет поблизости - таксходите в продовольственный магазин и купите обычной питьевой водылитров этак пять-четыре-три. Ну все, кипение спало - ура! Оченьаккуратно и осторожно открываем крышку расширительного бачка, медленно.При кипении тосол, или охлаждающая жидкость нашел (нашла) способ, какпокинуть систему охлаждения и она, система, сейчас полупуста. Доливайтеимеющуюся жидкость в расширительный бачок. Доливаем до половины бочка,не более. Вот теперь самое главное - ремонт и выяснение причин. (Ненадо ни куда звонить!) Процентов на девяносто пять причина кипения втом, что не включился вентилятор принудительного охлаждения. Будем еговключать? Действия - жидкость долита, не закрывая крышкурасширительного бачка запускаем двигатель и возвращаемся к подкапотномупространству. После пуска жидкость из расширительного бочка будетпостепенно уходить. Уровень будет падать, долейте снова до половины иждем. На автомобилях с микропроцессорной системой управления двигателемвключением вентилятора принудительного охлаждения управляет контроллери при превышении температуры включает вентилятор. Если он этого неделает, можно его обмануть, временно правда, но можно. Снова выключитедвигатель и снимите штекер с датчика температуры охлаждающей жидкости.Запускаем снова двигатель. Контроллер потерял сигнал с датчика. Иобязательно мгновенно защитит двигатель, то есть включит принудительноеохлаждение. На постоянной основе - вентилятор бужет постоянно крутитьсяи выключаться не будет. Если уровень жидкости в расширительном бачке непадает - закройте крышку и в путь. Кипеть двигатель не будет.

Второйвариант - двигатель карбюраторный или под карбюратором, на этихдвигателях восстановить становить работоспособность системыпринудительного охлаждения еще проще. К радиатору на таких двигателях,автомобилях подходит два электропровода. Так вот, если их отключить отдатчика, который расположен как раз на радиаторе, то вентиляторпринудительно заработает и будет работать, не выключаясь. Это позволитвам доехать до места ремонта и.т.д. (И не надо ни куда звонить!)



Ремонт номер три - пропала зарядка.

Скажу сразу: виноват не Анатолий Борисович Чубайс. Современныйавтомобиль очень энергонасыщенная штучка. И в его энергоснабженииучаствуют два девайся - два устройства. Первое - это химическийэлемент, аккумулятор, а второй - генератор (или динамо-машина). Ониработают в паре и один без другого жить не может. Они любят друг друга.Аккумуляторы - это сгусток накопленной или сохраненной энергии.Генератор - механическая электромашина. Вырабатывает энергию только привращении. И питает всю бортовую электросистему, и заряжает аккумулятор.Но и аккумулятор, в свою очередь, возбуждает обмотку генератора для егонормальной работы. Они ведь любят друг друга. И так, заморочка первая.Она же самая пугающая, и она же самая простая. При включении замказажигания ничего не включается - приборы не работают, все умерло. Ищемпричину, причина одна - нет питания с аккумуляторной батареи. Ремонт! Вруки ключ на десять, в подкапотном пространстве находим аккумулятор иослабляем крепления клемм аккумулятора. Делаем несколько притирочныхдвижений, и снова затягиваем крепления клейм. Питание появилось? Всеправильно. За клеммами надо следить.

Питаниене появилось? Причина одна - батарея села на ноль. Это займет большевремени на ремонт. На полную адекватную зарядку батареи нужны сутки.Быстрый способ восстановления аккумуляторной батареи? Ну, здесь нуженвнешний источник питания. Другой рабочий автомобиль на пример. Будемприкуривать. Понадобятся провода специальные для соединения клейм обеихаккумуляторных батарей. Причем параллельно, не последовательно. Первое:очень внимательно разберитесь с полюсами батарей. Соединяем минус кминусу и плюс к плюсу. Лучше что бы двигатель <электротягача> приэтом работал. Производим запуск двигателя штатно. Опасайтесь такихопераций или экспериментов на автомобилях оснащенных МПСУДами - микропроцессорными системами управления двигателями. Генераторная установкане способна полностью зарядить аккумуляторную батарею. Но способнаобеспечить заряд аккумуляторной батареи на три, пять запусковдвигателя. Аккумуляторную батарею нужно заряжать стационарным заряднымустройством, и не иначе.

Заморочканомер два. На ходу, во время движения, загорелась контрольная лампа -красная лампа на щите приборов говорящая о прекращении работыгенератора, двигатель при этом не остановится. (И не надо ни комузвонить!) Ситуация эта для современного автомобиля опасная. Автомобильпогряз в электронике. И потребление энергомощностей выросло запоследние десять лет в несколько раз. И по этому, на однойаккумуляторной батарее, грубо говоря, долго ему не протянуть.Непродолжительное время аккумуляторная батарея будет обеспечиватьработу энергонасыщенной системы зажигания. И работу электронасосатопливной системы, и работу самого микропроцессорного управлениядвигателем. Но как долго? Километров тридцать-сорок, и это все на чтоее хватит в дневное летнее время. Ночью же она, с включенным головнымсветом, не протянет она и двадцати километров. Ваши действия (не надони куда звонить!). Первое - спокойно останавливаемся, автомобиль вкрайней правой полосе, выставляем знак аварийной остановки. Аварийнуюсигнализацию можно не включать, пощадите батарею.

Возможныепричины отказа генератора? Первое - слетел или порвался приводнойремень генератора. Второе - сгорел предохранитель цепи возбуждениягенератора. Третье - отказало реле-регулятор напряжения. Ну и последняя- это износ, значительный износ щеток генератора.

Ремонт:сначала ремень, оценим состояние ремня. Их возможно три: слетел,лопнул, либо ослаб и проскальзывает. Слетевший и ослабленный ременьустанавливаем на место и натягиваем. С этой задачей справитесь вы самиили любой адекватный водитель это сделает за три минуты. А вот чтоделать с порвавшимся ремнем, если нет в запасе, а ехать надо? Рольремня может выполнить обычный женский капроновый чулок. (Если естьженщина под рукой, либо сами женщина - хорошо!) Натяните его жестче нашкивах, и километров пятьдесят - семьдесят он свободно выдержит.Хороший выход? И не надо ни куда звонить!

Заморочкавторая. Ищем сгоревший предохранитель. Причина, кстати, частая.Открываем блок предохранителей и проверяем все предохранители поочереди. Все сгоревшие меняем. Что делать если нет нового? На местосгоревшего вставляем любой целый. Одну цепь восстанавливаем - другуюобесточиваем. Если генератор заработал, проверьте какую цепь выобесточили. Обесточьте самую менее значительную с точки зрениябезопасности движения. На пример - магнитолу, прикуриватель, свет всалоне, отопитель салона, отопитель заднего стекла и.т.д. И не надо никуда звонить!



Заморочка №5. Не работает стартер.

Этонеисправность полусерьезная - ее исправление не очень хлопотное, и на99% ее можно исправить на месте. Главное - никуда не звонить. Чтокасается неисправность самого электродвигателя стартера, то чаще всегоон выходит из строя в удобных местах, т.е. там, где вы стояли: настоянке, у дома, на работе и т.д.

Итак,один факт уже замечательный - скорее всего, машина никому не мешает,это уже спокойствие вам, а значит не спеша разберемся. Одну из причинвы знаете, я о ней уже говорил, и умеете ее исправлять - это то, чтоназывается плохим контактом на клеймах аккумуляторной батареи. Выпомните, что надо делать. Кстати, это достаточно частая причина - и ненадо никуда звонить.

Следующаяпричина посерьезнее - это неисправность втягивающего релеэлектродвигателя стартера. Как оно проявляется? При повороте ключазажигания в положение стартера раздается щелчок, или серия щелчков - ина этом все. Это явный признак неработающего втягивающего реле.

Какзаставить стартер заработать? Вариант первый - если вы мужчина, илимужик, то этот вариант для вас. Если мужчинка или дамочка, то это ковторому варианту. Итак, электродвигатель стартера легко узнать: наблоке цилиндров он может находиться как с левой, так и с правойстороны, в зависимости от модели. К стартеру, точнее, к еговтягивающему реле, подходят два провода, один очень толстый - это плюс,постоянный +30 он называется, и тонкий - это появляющийся +50. Приочень внимательном рассмотрении на реле стартера вы увидите, кактолстый провод прикручен гайкой, а рядом с ним - еще одна гайка, такогоже размера. Это вывод обмотки стартера. Теперь вынимаем тонкий провод,пятидесятый. Он просто вставляется в разъем. И сейчас ваша задача всетри провода как вывод с обмотки стартера, как тридцатый провод,подходящий к реле, втягивающий реле и пятидесятый соединить между собойс помощью обычной отвертки. Это сделать очень легко.

Толькотак. В момент соединения произойдет пугающий шум работающего стартера ипускающего двигателя. Пугаться не надо, и не надо никуда звонить.

Одномаленькое дополнение. Прежде, чем выполнить эту операцию, убедитесь,что у вас рычаг переключения передач находится в нейтральном положении,иначе ваша машина вас и задавит.

Вариант№2. Для дам и для женоподобных мужчинок. Вам будет труднее, но естьвариант пуска двигателя на автомобилях с жесткой трансмиссией. Скажусразу - этот вариант, о котором я сейчас вам расскажу, для сенсорных ивариаторных трансмиссий не подойдет. Как ни крути, здесь вампонадобится тягач, трос буксировочный и ваше умение. Итак, техникапуска двигателя, что называется, <с толкача>. Итак, все готово -трос зацеплен, тягач готов, вы за рулем своей машины. Пока не началосьдвижение, приготовьтесь. Первое - включите зажигание. Сцепление - впол. Включите вторую или третью передачу. Теперь все готово. Вот втаком положении и оставайтесь, и в начале движения, в момент набораинерции работайте рулевым колесом, удерживая траекторию движениятягача. Правая нога готова отработать с тормозами. Ну а левая,естественно, держит сцепление. Когда инерция будет достаточная, искорость движения - около 30 км/ч, отпускайте педаль сцепления,удерживая на точке схватывания. Трансмиссия начнет раскручиватьдвигатель. Исправный двигатель заведется. После пуска двигателясцепление - в пол, передачу выключаем и сообщите водителю тягача обостановке, лучше всего частыми миганиями дальнего света фар. Все,машина работает.

И не надо никуда звонить.

Владельцамавтомобилей с мягкой трансмиссией эти эксперименты с тягачом неподойдут. Поэтому вы, уважаемые владельцы бутафорий, можете смелозвонить, звонить, звонить и еще раз звонить.

Конечно, есть еще несколько причин внезапного отказа стартеров, но с ними вам явно не справиться, поэтому оставим их в покое.