Выбор автомобильной аккумуляторной батареи.

Собрались поменять аккумуляторную батарею в своем автомобиле?Неплохо для начала будет определиться с основными характеристиками, которым онапрежде всего должна соответствовать, иначе нормальная работа автомобильнойаккумуляторной батареи будет не возможна и она быстро выйдет из строя. Основныеиз этих параметров следующие:
электрическая (номинальная) емкость, А-ч;
значение пускового тока (тока стартерного разряда при регламентированном напряжении на полюсных выводах в режиме пуска двигателя автомобиля), А;
размеры корпуса АКБ;
масса АКБ.

Давайте рассмотрим каждый параметр более детально. Для режимапуска автомобильного двигателя от АКБ требуется как необходимый запас энергии -достаточная электрическая емкость, так и высокая мощность при разряде.Производители автомобильных аккумуляторныхбатарей, а также основные потребители АКБ установили для различных режимовразряда нормативные величины токов и напряжений, измеряемых на полюсныхклеммах. Нормативные документы на АКБ, как правило, регламентируют два наиболееважных режима разряда: режим определения емкости батареи и стартерный режим приотрицательной температуре. Электрическая емкость

Электрическая емкость характеризует количество электричества,которое способна отдать АКБ при длительном режиме разряда. Электрическаяемкость батареи определяется либо при 20-часовом разряде, либо в режимерезервной емкости.


Номинальная электрическая емкость - емкость 20-часового разряда АКБ.Именно ее пока регламентируют в большинстве нормативных документов европейскихпроизводителей, в российском ГОСТ 959-2002, вступающим в действие с июля 2003года, и указывают на этикетке АКБ. Для определения номинальной емкости батареюнепрерывно разряжают при температуре 25°С током, равным 0,05С20(0,05 от величины номинальной емкости, указанной производителем при 20-часовомрежиме разряда). Например, для АКБ емкостью 60 А-ч ток разряда составляет 3 А,а для АКБ, емкостью 90 А-ч - 4,5 А. При определении номинальной емкости разрядпрекращается при напряжении 10,5 В на 12-вольтовой батарее.


Резервная емкость - это запас емкости АКБ, измеренный в минутах приразряде током в 25 А для батарей любой емкости при температуре 27°С. Онаприблизительно соответствует времени движения автомобиля при выходе из строяего генератора. Для АКБ номинальной емкостью 55 А-ч резервная емкостьсоставляет 85-90 мин. Это значит, что при выходе из строя генератора,автомобиль сможет двигаться еще примерно 1,5 часа за счет энергии АКБ,полностью заряженной на момент поломки.

Мощность аккумулятора

Как известно из электротехники, мощность характеризуетсяпроизведением разрядного тока на среднее напряжение в цепи за конкретныйпромежуток времени.

Р=I*U, где: I - ток при разряде;



U - среднее арифметическое значение разрядного напряжения, измеренногочерез равные промежутки времени.

У свинцовых батарей с ростом разрядного тока при стартерномрежиме разряда (режиме разряда батареи при пуске двигателя стартером) величинасреднего напряжения заметно уменьшается. Поэтому, учитывая постоянствопускового тока, чем большая мощность затрачивается батареей при пускедвигателя, тем ниже будет напряжение на ее выводах, тем медленнее двигательбудет вращаться стартером. Чем выше мощность АКБ, тем быстрее стартер будет"крутить" двигатель, тем легче осуществить его запуск. Для сравнениямощностей батарей достаточно сравнить их пусковой ток (больше ток - большемощность), приведенный к единой методике испытаний (ЕN, SАЕ, IЕС, ГОСТ и др.).

Стартерный разряд заявленным производителем током, проводится сопределенной продолжительностью (непрерывно или в прерывистом режиме) доустановленного напряжения. При этом, в нормативных документах указываютпромежуточные интервалы от начала разряда (5,10 или 30 сек.), в течение которыхконтролируют величину напряжения АКБ в процессе разряда. Запас энергии батареи,характеризуемый временем стартерного разряда, показывает, как долго она сможетобеспечивать попытки запуска двигателя. Попросту говоря, чем больше емкостьАКБ, тем больше в запасе у автовладельца попыток запустить двигатель.

Первоначально выбор АКБ производят разработчики пусковой системыдвигателя автомобиля. При этом в расчете применяют разрядные характеристики АКБпри состоянии заряженности 75% на 3-ей попытке стартерного разряда.Температурные условия пуска двигателя задает разработчик автомобиля. Какправило, температура пуска карбюраторного двигателя на товарных маслахпринимается -20°С, а для дизельных двигателей до -15°..-17°С. Для последних приболее низких температурах предполагается применение средств облегчения пуска(аэрозоль, подогрев топлива, масла, воздуха и т.д.). Подобные же средстваоблегчения в зимних условиях могут применяться и для пуска карбюраторныхдвигателей (легковых, грузовых) автомобилей. Выбранную разработчиком поразрядным характеристикам стартерную АКБ после лабораторных и эксплуатационныхиспытаний записывают в технический паспорт автомобиля. По этому документуавтовладельцы, как правило, осуществляют замену вышедшей из строя старой АКБ нановую.

На современных стартерных батареях разных производителей указываютпоказатели в различных режимах их определения. Не каждый автолюбитель можетпонять, в чем различие тока разряда по DIN (Германия) или ТУ (Россия) от токаразряда по SAE (США) или ЕN (стандарт Евросоюза). Внешне очевидно, что значениетока по 5АЕ, ЕN (Европейский союз) или по новому ГОСТ 959-2002 существеннобольше, чем по ТУ (ГОСТ 959-91) или устаревшему DIN-43539 ч. 2. При разрядеэтими токами на полюсных выводах АКБ предполагают разные по величиненапряжения. При температуре электролита -18°С разряд токами по 5АЕ и ЕNпредполагает напряжение на полюсных выводах АКБ 7,2 В на 30-й секунде (SAE) или7,5 В на 10-й секунде (ЕN или ГОСТ 959-2002), а при токах по DIN и ТУ (ГОСТ959-91) напряжение при разряде должно быть не менее 9,0 В на 30-й секунде. Сучетом этих показателей выбор АКБ может быть успешным, если иметь в виду, чтосоотношение разрядного тока по SAE и EN к току по DIN и ТУ равно 1,7 (IЕN= 1,7*IDIN). Если на конкретной АКБ указан ток по одному изстандартов, то через этот коэффициент можно определить значение тока разряда подругому стандарту.