FAQ АКПП

Как измерить уровень масла в автомате?

Для этого необходимо на работающем двигателе вытащить щуп автомата.Обычно он отличается от щупа моторного масла формой рукоятки в видекрасного цилиндра с прорезью посредине. На щупе имеется две пары рисок,первая для непрогретого двигателя и вторая для прогретого до рабочейтемпературы. Соответственно отметка масла должна находиться между однойили другой парой.

Недолив масла очень опасная вещь. Не допускайте этого.Косвенно на недолив указывает звук пылесоса из отверстия для щупа приработающем двигателе. При недоливе насос качает масло вместе своздухом, что приводит к понижению линейного давления в магистралях,снижению прижимных сил на фрикционах и как следствие пробуксовка дискови их ускоренный износ. Возможны сбои при переключении передач.

Перелив масла тоже не менее опасен. Когда уровень масла высоки движущиеся детали начинают касаться поверхности, масло начинаетвспениваться. Это приводит, как и в предыдущем случае, к падениюлинейного давления в системе. Возможны сбои при переключении передач.Кроме того могут продавиться сальники и появиться течь масла.

Пробуксовка дисков фрикционов ведет к их ускоренному износу,подгоранию и осыпанию, что в свою очередь влечет засорение масляногофильтра и подвисание соленоида линейного давления автомата и опять же кпадению линейного давления. Начинается цепная реакция. На некоторыхавтоматах фильтр выполнен из фетра и засоряется активнее сетчатого, приремонте он требует замены.

Что обозначают P-R-N-D-S-L, Hold, Power

P-R-N-D-S-L, Hold, Power это режимы работы автомата. К нимможно также отнести красную кнопочку около селектора и кнопку фиксациирежима на селекторе. Красная кнопка при сдвиге или нажатии разрешаетвключение автомата при выключенном зажигании.

P - PARKING - служит для удержания автомобиля на стоянке. Переключать вэтот режим можно только при полной остановке автомобиля. Случайноевключение блокируется кнопкой на селекторе автомата.

R - REVERSE - задний ход. Переключать в этот режим можнотолько при полной остановке автомобиля. Случайное включение блокируетсякнопкой на селекторе автомата.

N - NEUTRAL - нейтральная передача. Не совсем то, что наручных коробках. На этой передаче нельзя долго катиться под уклон илибуксировать машину с выключенным двигателем без риска повредитьавтомат. Масляный насос находится на первичном валу АКПП и поэтому втакой ситуации не работает и коробка остается без масла.

D - DRIVE - самый основной режим работы - разрешена езда навсех передачах, а их в автомате 4, первая (1), вторая (2), третья (3),четвертая или овердрайв (overdrive) (4). четвертая передача аналогичнапятой в ручных коробках, то есть является повышающей (overdrive), вотличие от третьей, являющейся прямой передачей

при движении никогда не переключайте селектор автомата междуположениями S-D-N при нажатой кнопке на нем. Можно случайно включить Lили R.

S - в этом режиме включаются только 1-2-3 передачи. Можноиспользовать этот режим для торможения двигателем с горок при движениисо скоростью около 80 км/час.

L - LOAD - в этом режиме включаются только 1-2 передачи. Можноиспользовать для торможения двигателем с горок при движении соскоростью около 60 км/час. Случайное включение блокируется кнопкой населекторе автомата.

HOLD - оказывает непосредственное влияние на режимы D-S-L,обозначим их при Hold On (лампочка на панели горит) соответственноDh-Sh-Lh. Этот режим можно использовать для ручного переключения 1 и 2передач.

Dh - включаются только 2-3 передачи. Автоматическая коробкастановится двухскоростной. Начало движения происходит со второйпередачи. Переключение на третью происходит при более высоких оборотахчем обычно и обратно на вторую при более низких. Можно использоватьэтот режим для торможения двигателем с горок при движении со скоростьюоколо 80 км/час. Можно при движении по городу, чтобы избежатьнеобоснованных переключений. Но основное его применение это езда поскользкому или сыпучему грунту и зимой. При старте со второй передачиуменьшается момент на ведущих колесах и соответственно уменьшаетсявероятность пробуксовки одного из них.

Sh - включаются только 2-я передача. Основное применение езда при замедленном движении при скоростях 40...60 км/час

Lh - включается только 1-я передача. Основное применение езда впробках при низких скоростях чтобы тормозить двигателем и избежатьпереноса ноги на педаль тормоза.

Для предотвращения превышения максимальных оборотов двигателяпри нажатой кнопке Hold все-таки идет переключение на более высокуюпередачу и обратно.

POWER - Режим работы автомата при котором все передачивключаются при более высоких оборотах двигателя. На современныхавтоматах не устанавливается, при полном нажатии на педаль газа автоматвсе равно переключается при более высоких оборотах.

Все вышесказанное относится к автоматам Mazda. На автомобиляхToyota другая логика работы. Там положения селектора ограничиваютпереключение вверх указанной на селекторе передачей. То есть при 1включается только первая передача, при 2 только 1 и 2. При 3 включаются1, 2, 3 и если включена OD, то и 4. Если OD Off - 4 не включается.

Что заливать в автомат?

Только то, что указано заводом изготовителем. А Mazda указывает вкачестве масла для автоматических трансмиссий ATF M III (Dexron III поклассификации Mobil, то есть Mercon III). Не все масла под названиемDexron одинаковы в своих свойствах. Экономия на масле в АКПП ни в какоесравнение не идет со стоимостью ремонта ее. Хорошие масла напримерMobil.

Не заливайте Dexron II вместо Dexron III. Пока масло холодное, автоматбудет работать без замечаний, но после прогрева станет работатьнеадекватно. Потом выйдет из строя.

На подкапотной табличке можно найти марку масла после букв ATF(Automatic Transmission Fluid). Это обозначение встречается обычно двараза, для ГУР и АКПП. Для ГУР обычно используется Dexron II.

Хорошие результаты дает присадка в автомат под названиемTransX. В некоторых случаях позволяя продлить период эксплуатациинеисправной АКПП до ремонта на год.

Как поменять масло в автомате?

Мне известно три способа смены масла.

Первый. Самый распространенный. Масло просто сливается черезсливную пробку автомата или путем снятия поддона. А заливается черезотверстие для щупа. Недостатком является то, что таким способомсливается практически только половина объема. А значит для полнойзамены необходимо повторить процедуру несколько раз. Кроме тогосуществует возможность повредить прокладки.

Второй. Для него необходимо специальное оборудование ииспользуется он на станциях смены масла. Через щуп для контроля уровняпросовывается тонкий шланг, через который масло и высасывается насосом.Недостатком является, как и при первом способе, не полная смена масла.Шланг при опускании упирается в поддон не в самом низком его месте,кроме того остается масло в гидротрансформаторе и радиаторе. Для полнойзамены надо повторить процедуру несколько раз. Преимущество лишь в том,что для смены не нужна яма и какая-либо разборка.

Третий. Этим способом пользуются специалисты по ремонтуавтоматов. Каждый автомат имеет контур охлаждения масла в радиаторедвигателя. Масло в гидротрансформаторе находится под большим давлениеми при высокой температуре, при выходе из гидротрансформатора оно должнобыло бы закипеть. Во избежание этого масло сразу же направляется врадиатор для охлаждения. Процедура замены состоит в следующем:

- снимается шланг (отвинчивается) от автомата к радиатору и вего место вставляется аналогичный, но более длинный, второй конецкоторого опускается в подходящую емкость. Заводится двигатель и маслопод действием насоса автомата сливается. Двигатель глушится сразу послеслива.

- заливается через щуп (для этого используем воронку сшлангом) первая банка (4л) масла для автоматов. Это промывочная стадия,поэтому можно использовать самое дешевое масло, например Mitsubishi.Опять заводится двигатель и сливается это масло. Только на последнихполулитрах будет заметно, что масло идет чистое! Двигатель глушитсясразу после слива.

Все завинчивается на место и заливается чистое масло хорошегопроизводителя контролируя по рискам на щупе. Двигатель заводим послезалива первых 3-х литров.

Излишне говорить, что это самая полная замена масла плюспромывка гидротрансформатора. Этим способом пользуются станции заменымасла Mobil, применяя специальное оборудование марки Wynn"s дляодновременной заливки масла. Кроме того как побочный эффект измеряетсядавление в положении N АКПП. По величине его можно судить о состояниикоробки.

Что делать если мигает индикатор HOLD на панели приборов?

Ехать в сервис 8-)) Ну, конечно же это шутка. Кто ж поедет в сервис если сам все не перепробовал. 8-))

Вскоре я опишу диагностику автомата по кодам. Но пока только считаем их.

Необходимо отыскать диагностический разъем под капотомдвигателя и в нем соединить перемычкой контакты TAT (Test AutomaticTransmission) и GND (GrouND). Включить зажигание (двигатель незаводить). Индикатор HOLD должен загореться один раз на несколькосекунд и погаснуть. Это означает, что нет неисправностей с кодами.

Если же после этого он продолжает вспыхивать длинными иликороткими импульсами - считываем коды. Длинный сигнал означает десятки,а короткий единицы. Например, один длинный и 2 коротких - код 12 -неисправность датчика положения дроссельной заслонки. Потом после паузыидет следующий код.

В течение эксплуатации автомобиля возникают такие случаи, когда при егозаводке напряжение в сети резко падает (при слабом аккумуляторе, приплохих контактах на его клеммах и т.д.). В этом случае в компьютерахкак АКПП, так и двигателя появляются ложные коды. Их надо стереть.

Как правильно эксплуатировать автомат?

Эх, если б кто-нибудь это знал... Есть случаи, когда ломаетсяавтомат, эксплуатируемый по всем канонам и долго работает обслуживаниюкоторого вообще не уделялось внимания.

Для защиты АКПП японские инженеры предусмотрели ряд ограничений в режиме работы:

- отключается 4-я передача при температуре масла ниже -10 градусов.

- нет локапа (lock-up - блокировка гидротрансформатора) притемпературе масла ниже +40 градусов и при движении со скоростью менее120 км/час когда дроссельная заслонка закрыта.

Из этих двух пунктов следует, что меры предосторожности приэксплуатации АКПП при пониженных температурах уже приняты и IMHO других(прогревать АКПП) предпринимать нет необходимости. Да и затруднительныммне представляется сделать это на холостом ходу. Во-первых давлениемасла на ХХ около 4,5 против 11 при движении вперед и 18 при заднейскорости. Во-вторых масло проходит через систему охлаждения двигателя,которая пока заперта на внутренний контур и находится в самом холодномсостоянии, то есть охлаждение идет интенсивнее.

- сам селектор имеет кнопку блокировки, которая не позволяет случайновключить R, P или L. Чтобы избежать неприятностей при нормальномпереключении SDN никогда не нажимайте кнопку блокировки селектора. Есливы при каждом переключении будете ее нажимать, возможно случайноевключение (например при резком торможении в момент переключения)передач, которые должны включаться либо после полной остановки (R и P),либо при невысокой скорости (L).

- для предотвращения перекрутки двигателя при Hold On все-такиидет переключение на более высокую передачу и обратно. Небольшиевариации на разных типах автоматов.

- в АКПП имеется датчик оборотов не только вторичного вала, но ипервичного. При несоответствии оборотов компьютер включает программуобхода данной передачи.

В Интернете ходят правила эксплуатации (60% из них на мойвзгляд довольно спорные). Большинство пунктов следуют один из другого ивидимо написаны только для того чтобы задействовать все буквы алфавитаот А до Я. Я выделил из них только действительно вредные.

Губят АКПП:

Низкий и высокий уровень масла

буксировка машины с АКПП на большие расстояния и с большойскоростью, нормальным режимом считается принцип 50х50, то есть не болеечем на 50 км и не более чем со скоростью 50км/час

езда на некачественном или старом масле или не соответствующем мануалу (Dexron-II вместо Dexron-III, например)

езда с перегретым мотором и, следовательно, на перегретой коробке

Дополнительные пункты

эксплуатация автомобиля с разряженной или в плохом состоянии аккумуляторной батареей если коробка с электронным управлением.

буксировка легковым автомобилем с АКПП грузового.

преодоление глубоких водных преград, когда сапун АКПП попадаетв воду. В этом случае из-за резкого охлаждения корпуса через сапунпоступает вода. Из-за влаги происходит расслоение фрикционов и муфтылокапа гидротрансформатора.

Как проверить автомат?

Существует много разных методов проверки, но мы остановимся на пяти основных.

1. Уровень и состояние масла. Уровень должен соответствоватьрискам при данной температуре. Масло на запах не должно отдавать резкойгарью, должно быть чистого красного цвета (возможно небольшоепотемнение) и при растирании на пальце со щупа не должно быть заметныхпримесей. Если масло слито в емкость, то при перемешивании его недолжно оставаться разводов белесого цвета.

2. Время готовности. Прогреваем двигатель до нормальных оборотовхолостого хода. Стоя на тормозе переключаем N-->D и N-->Dh изасекаем время до толчка, свидетельствующего что автомат включился, этовремя должно быть 0,5с...1с. Аналогично переключаем N-->R и тожезасекаем время, должно быть менее 1,2с. Время большее указанногосвидетельствует об износе фрикционов. Аналогично N-->Dh. Наавтомобилях Toyota эти времена больше на 0,2...0,3с.

3. Стояночный тест. Удостоверьтесь что обороты холостого ходадвигателя и опережение зажигания в норме. Выключите все потребителиэнергии (кондиционер, магнитола, вентиляция и обогрев сидений и заднегостекла, фары). Одновременно нажимаем ножной тормоз, переключаемселектор в D и жмем педаль газа в пол. Замечаем максимальные оборотыдвигателя по тахометру. Нельзя держать этот режим более 5 секунд.

Переключаем на S, R и L и повторяем. Сравниваем с таблицей. Перерывы между тестами должны быть не менее минуты!

Модель Min Max

RX7 3000 3300

929 1950 2250

B2200

карбюратор 1800 2200

EGI FI 1850 2250

B2600 2100 2500

Miata (MX-5)

1993г. 2600 3000

1994г. 1900 2100

MPV 1800 2200

4. Тест на дороге. Для проведения этого теста необходим желательноровный и прямой участок дороги не контролируемый радарами ГИБДД.

- проверьте положения селектора и индикацию его на панели приборов.

- переключите селектор в D. Ускоряйте, а потом замедляйтемашину при полном и половинном открытии дроссельной заслонки.Удостоверьтесь, что идет переключение 1-->2, 2-->3, 3-->4 и4-->3, 3-->2, 2-->1.

- при движении на 4-ой передаче переключите селектор вположение S и удостоверьтесь, что немедленно произошло переключение4-->3.

- Включите режим Dh. Проверьте, что идет переключение 2-->3 и 3-->2 и нет включения 1 и 4.

- Замедляйте машину. Удостоверьтесь что идет торможениедвигателем на 3 и 2 передачах при открытии дроссельной заслонки на 1/8или меньше.

- при движении на 2, 3 и 4 передачах удостоверьтесь, что неслышно необычного шума (скрежета) или вибрации при легком нажатии напедаль газа в диапазоне 40...60 км/час.

5. Диагностика по кодам. Необходимо отыскать диагностическийразъем под капотом двигателя и в нем соединить перемычкой контакты TATи GND. Включить зажигание (двигатель не заводить). Лампочка HOLD должназагореться один раз на несколько секунд и погаснуть. Если после этогоона продолжает вспыхивать длинными или короткими импульсами АКППнуждается в ремонте. В течение эксплуатации автомобиля возникают такиеслучаи, когда при заводке его напряжение в сети резко падает (прислабом аккумуляторе, при плохих контактах на его клеммах и т.д.). Вэтом случае в компьютерах как АКПП, так и двигателя появляются ложныекоды. Бороться с ними нужно так.

Вот вкратце диагностика АКПП. Диагностика с кодами описаназдесь более подробно. Лучшие результаты диагностики механической частиАКПП получаются при подключении манометра к коробке и проверкалинейного давления во всех режимах. Но здесь требуется специальноеоборудование и должно проводиться в специализированных мастерских.

Интерпретацию полученных результатов я здесь намеренно непровожу, так как это уже дело специалистов автомастерских. Отмечутолько, что при несоответствии нормальным параметрам автомобиль с такимавтоматом лучше не покупать, так как он требует ремонта. Однако же еслиочень хочется, то можно. Но тогда надо получить скидку на его ремонт.Во Владивостоке ремонт автомата обходится от $200 до $500. В некоторыхсервисах до $1000, что впрочем не влияет на качество ремонта. Бывший вупотреблении автомат стоит от $150. Установка его на автомобиль - 1000рублей. ATF обойдется около 100...150р за литр.

В тоже время и сказать, что с автоматом выдержавшим все тесты вы проездите хотя бы год, тоже нельзя.

Надо ли прогревать автомат перед началом движения?

Для защиты АКПП японские инженеры предусмотрели ряд ограничений в режиме работы:

отключается 4-я передача (OD) при температуре масла ниже -10 градусов.

нет локапа при температуре масла ниже +40 градусов.

Из этих двух пунктов следует, что меры предосторожности приэксплуатации АКПП при пониженных температурах уже приняты и IMHOпрогревать АКПП нет необходимости. Да и практически невозможно сделатьэто на холостом ходу. Во-первых давление масла на ХХ около 4,5 против11 при движении вперед и 18 при задней скорости. Во-вторых маслопроходит через систему охлаждения двигателя, которая пока заперта навнутренний контур и находится в самом холодном состоянии, то естьохлаждение идет интенсивнее.

Это не значит, что можно резко ездить на холодной коробке. Посколькумасло еще холодное и более вязкое переключение идет с большимизадержками и следовательно с пробуксовками дисков или ленты. Что неесть хорошо, но и не смертельно. Следует ограничить число переключенийна холодной коробке. Например двигаясь в режиме Hold, или вообще1h->2h->3h пока выезжаете из гаража или стоянки и мотор еще непрогрет.

Критерием прогрева коробки до нормального режима может служить времявключения передачи. Если оно в норме, то и автомат прогрет достаточно.Напомню на Мазде оно составляет 0,5...1с, а на Тойоте 0,8...1,3с.

Как быстро идет переключение передач на АКПП?

Неверна сама постановка вопроса применительно к АКПП.

Основным элементом автоматической коробки является не наборвалов с парами шестерен, входящих в зацепление при механическомпередвижении селектора передач, как это реализовано на механическихкоробках. Основой автоматической коробки является планетарный редуктор.И как раз одним из свойств планетарных редукторов является то, что присрабатывании муфты или тормозной ленты идет плавное изменениепередаточного числа коробки за время полного срабатывания (0,5...1с).И, соответственно, передача момента от двигателя на колеса непрекращается ни на долю секунды.

Все вышеизложенное применимо и к торможению двигателем на автомобиле сАКПП. Тоесть тормозное усилие плавно изменяется, ни на долю секунды непрерываясь, при соответствующих действиях водителя.