Тайны "холодного запуска" 16V "десяток"

Неудачный запуск?

Помнится, зима прошлого года нас морозами не баловала. Так, немногопоморозило в январе, а все остальное время приходилось ездить по лужамили мокрому снегу. И никаких проблем с запуском двигателя. По всейвидимости, отыгрываясь за прошедший "неудачный" сезон, зима взяламатч-реванш и решила доказать, что ни о каком глобальном потеплении набольшей части территории России, в этом году говорить неуместно. Итакое на стоянках началось: заводится кто как может. Достается всем: ивладельцам иномарок, и владельцам отечественных машин. Среди последнихнемало хозяев инжекторных "десяток", особенно шетнадцатиклапанных,тайна "холодного запуска" которых до сих пор полностью не раскрыта.Однако, картина не столь безрадостна.



В то время, как тысячи соотечественников морозят конечности впопытках вдохнуть жизнь в двигатель своей машины уже при -15-20С, естьсчастливчики, которые удачно заводят шетнадцатиклапанники и при болеенизких температурах. Многие из них знакомы с рядом правил, позволяющихизбежать проблем. Ранее рассматривали эту тему и мы, но, оценивая числопоступающих в редакцию писем с вопросами по запуску, решили вернуться ипопытаться обобщить опыт специалистов завода, механиков и просторядовых автолюбителей в борьбе с неудачным запуском. И надо заметитьсразу, что четкого алгоритма запуска двигателя в природе не существует.Есть ряд рекомендаций, проверенных на деле, соблюдая которые можносвести риск переохлаждений организма к минимуму.


Теплые советы

Специалисты АВТОВАЗа считают, что полностью исправный автомобильдолжен запускаться до температуры -25 -27 С. Должен, но не всегдазапускается. Причина тому - наши российские бензины, "тяжелые",плохоиспаряемые, с давлением насыщенных паров в два раза ниже, чем уевропейских. Поэтому зимой качеству топлива надо уделить особоевнимание: 95-ый на солидной заправке. Необходимое условие успешногозапуска - масло по сезону вязкости 0-5W и хорошо заряженный аккумулятор.

Причем не все то 5W, что написано на канистре. Когда в прошлом годугрянул редкий мороз -28С, я оставил на улице несколько канистр смаслом, купленным в приличных магазинах, и получил занимательную пищудля размышлений. В двух канистрах находились остатки минералки 10W-40от разных производителей. Не сказать, чтобы с утра масла в этихканистрах обладали отменной текучестью, но то, что произошло сполусинтетикой 5W-40 одной из компаний, широко рекламирующей свойсуррогат как "настоящее масло прямо оттуда", не иначе как загустевшиммедом не назовешь. Но это отступление от темы.

Еще одна составляющая успешного запуска - исправные свечи зажигания.Сейчас для двигателя ВАЗ-2112 рекомендованы более "горячие" свечи, чемставились ранее.

Перед тем, как машину поставить на ночную стоянку, нельзя допускатьработы двигателя на холостых оборотах - на свечах образуется нагар,препятствующий нормальному искрообразованию. А перед тем, как заглушитьдвигатель, надо "прожечь" свечи зажигания, для чего надо дать емупоработать одну минуту в районе 3000-3500 оборотов и сразу же заглушить.


Две педали в пол

Если температура "за бортом" ниже -20С, не забываем разогретьэлкекторолит АКБ, включив предварительно на 30-40 секунд дальний светфар. Выжимаем педаль сцепления, не трогаем педальакселератора,поворачиваем ключ в замке зажигания (не до положения "стартер"),выжидаем 5-8 секунд для того, чтобы бензонасос создал необходимоедавление в топливной магистрали, доворачиваем ключ… Если через 10секунд вращения стартера двигатель не запустился, выжидаем минуту иповторяем вышеописанные операции. Неудовлетворительный результатвторого захода двигает на третий шаг, очень важный и в подавляющембольшинстве случаев эффективный.

Называется "две педали в пол".

Надо включить зажигание, до упора выдавить педали акселератора(режим продувки цилиндров) и сцепления, включить стартер и после 6-8секунд прокрутки начать медленно отпускать педаль акселератора.Примерно на полпути должны появиться вспышки, и двигатель должензаработать. Если запуск удался, то загорится лампочка "Chek Engine",которая вскоре погаснет. Только выполнять эту операцию бесполезно, еслидроссельная заслонка открывается на величину менее 75% (именно с этогомомента форсунки перестают впрыскивать в цилиндры топливо) -основательно зальет свечи и двигатель не заведется вовсе.

Проконтролировать степень открытия дроссельной заслонки проще всегос бортовым компьютером, например "Штатом" , при помощи которого можноеще следить за такими при холодном пуске параметрами, как температураохлаждающей жидкости и напряжение бортовой сети.

Если вы выполнили все вышеописанные условия и процедуры, а двигательтак и не завелся, то причина неудачи, скорее всего, кроется внеисправности машины.


Всемирный потоп

Свыше 90% случаев неудавшегося запуска шестнадцатиклапанногодвигателя связаны со свечами зажигания. Если двигатель не запустилсяпосле трех попыток, то завести его уже невозможно - свечи изряднозалиты бензином и при этом электроды покрыты черным налетом,появляющимся на свечах при работе двигателя на богатых смесях.Заливание свечей связано с особенностями конструкции двигателя и всетем же "летним" бензином, имеющим плохую испаряемость. При заводкефорсунки сразу подают топливо на тарелки клапанов. Оно практически неуспевает испариться, образовать топливо-воздушную смесь, годную квоспламенению. В этом случае достаточно просто заменить свечи.Проверено неоднократно. Заведется "с пол-оборота". Если нет новыхсвечей, то придется выкручивать старые и очищать их от нагара.Желательно их еще прокалить на огне или плите. В полевых условияхидеально для этой цели подойдет зажигалка Zippo - на ветру не гаснет игореть может сколько угодно. Двигатель "лечат" от заливания свечейпутем перепрошивки мозгов (т.е. чип-тюнинг), но тут существуетопасность напороться на сырую программу. Бывает также, что виновникомоказывается регулятор давления топлива.

К более редким причинам относится подсос воздуха через прокладкивпускного коллектора, неисправности модуля зажигания или датчикамассового расхода воздуха. Но для того, чтобы обнаружить этинеисправности, желательно побывать на качественной диагностикеинжекторного двигателя. Как вариант самостоятельного поисканеисправности - обмен запчастями, скажем, с другом, имеющим такую жемашину, запускаемую в морозы без проблем, т.е. заведомо исправную. Вовсяком случае, так можно проверить самые дорогостоящие детали: модульзажигания, датчик массового расхода воздуха и контроллер.