Чистка инжектора

Существует несколько способов чистки инжекторов взависимости от степени загрязнения системы топливоподачи, износадвигателя и многого другого. «Терапевтический» метод предполагаетзаливку в бензобак чистящей присадки. Флакон такой жидкости емкостью0,25 – 0,35 л рассчитан на 60-80 л топлива. При движении автомобиля вспокойном режиме вредные отложения в элементах системы впрыскапостепенно растворяются.
Рекомендуемая периодичность проведениятакой чистки составляет 3-4 тыс. км. Она хороша для поддержания чистотыинжектора и всей топливной системы нового автомобиля и машин снебольшим пробегом по СНГ. В автомобилях же с сильно загрязненнойсистемой впрыска такая чистка может привести к противоположномурезультату. Ведь отмытая грязь в этом случае попадает в форсунки,засоряя их еще больше, из-за чего часто возникает необходимость ихдемонтажа и чистки иными способами. Кроме того, высока вероятностьзасорения и дальнейшего ускоренного износа электрического топливногонасоса, в который попадает вся вымытая из бака грязь.

Чистить инжектор можно, не снимая его сдвигателя. Для этого применяют специальные установки и промывочныежидкости (Wynn’s, Liqui Moly, Сarbom clean и пр.). С помощью переходныхштуцеров установку подключают к инжекторной «линейке» мотора, исключаяиз «оборота» бензобак машины, ее топливный насос, топливный фильтр итопливопроводы. Запущенный двигатель 30-45 минут работает на смесибензина и промывочной жидкости, которая подается из установки поддавлением 3-6 атм. (давление устанавливается согласно техническимпараметрам конкретного автомобиля). Свойства чистящей жидкости таковы,что раскисшие загрязнения «прогоняются» сквозь форсунки и сгорают вцилиндрах двигателя. Качество промывки определяется по косвеннымпризнакам: восстановлению устойчивой работы двигателя на холостыхоборотах, снижению уровня СО и т.д. Во многих случаях такой методчистки позволяет восстановить нормальную работу инжектора. Но сильнозагрязненные форсунки в некоторых случаях все же приходится снимать сдвигателя и прочищать отдельно.
Промывка на машине удобна в случае,если демонтаж форсунок затруднен и для этого необходимо удалять частьнавесного оборудования двигателя (например, снимать впускнойколлектор). После очистки форсунок на двигателе определенное количествопромывочной жидкости остается в «линейке» инжектора и масляной системе,поэтому после промывки рекомендуется проехать 10-15 км в форсированномрежиме работы мотора, а затем сменить масло и масляный фильтр. Из-заэтого применение данного метода требует значительных временных ифинансовых затрат. Сократить их можно, совместив промывку инжектора иплановую замену масла.


Осторожно – износ! Подвергать интенсивнойпромывке инжекторы сильно изношенных двигателей опасно, так как приэтом вместе с грязью из форсунок удаляются отложения и нагар на кольцахпоршней и стенках цилиндров. В некоторых случаях компрессия мотораможет уменьшиться настолько, что он вообще перестает заводиться.


Наустановках, где используются промывочные жидкости, не рекомендуютчистить инжекторные системы КЕ-Jetronik с механическим впрыскомтоплива. Дозаторы таких систем имеют малые рабочие зазоры, поэтомуочень чувствительны к загрязнениям и при промывке быстро забиваются,что может привести к необходимости демонтажа, разборки и ремонта.Форсунки механических систем не разбираются и очищаются толькопродувкой сжатым воздухом. При сильном загрязнении они подлежат замене.


Индивидуальный подход
Наилучшийрезультат дает чистка демонтированного инжектора на специальном стенде,где сравниваются производительность, форма факелов и качество распылакаждой форсунки до и после промывки. Система управления стендаимитирует работу инжекторов на двигателе с тем лишь отличием, чтовместо топлива через них протекает промывочная жидкость. Оператор,управляя частотой электрических колебаний клапана инжектора, добиваетсявозникновения в канале подачи топлива кавитации – образования воздушныхпузырьков в жидкости. В результате происходит эффективное разрушениезагрязнений каналов форсунки и промывка ее сетчатого фильтра. Моментвозникновения кавитации определяется визуально – выходящая из форсункиструя топлива из-за отслаивающихся шлаков приобретает коричневыйоттенок. Стенд позволяет также определить изменение электрических имеханических параметров форсунок, на основании чего принимается решениео целесообразности их очистки, дальнейшего использования или замены.
Производительностьфорсунок определяется как до, так и после промывки. Если после очисткипроизводительность форсунок разная (более чем на 5%), их рекомендуютзаменить поштучно или вместе. После промывки может выясниться, чтоэлектромагнитный клапан вследствие износа полностью не закрывается,поэтому форсунка «течет» в момент отсутствия импульса. Это являетсяпричиной перерасхода топлива, увеличения нагара на клапанах и поршнях ит.д. Такой инжектор также подлежит замене.


Индивидуальная очисткафорсунок на стенде дает максимальный эффект, намного превосходящий«народные методы» – отмачивание в керосине, ацетоне, солярке и т.д.Существуют установки, чистящие снятые инжекторы в ультразвуковой ванне.Применение такого способа также дает хорошие результаты и позволяетвосстанавливать работоспособность форсунок с внутренними каналами самыхсложных конфигураций.