Рынок: Вторая стихия

Даже схожие внешне модели, иногда даже одной фирмы-производителя, могут иметь совершенно различное предназначение и, соответственно, существенные различия в конструкции. Конечно, у покупателя подержанного автомобиля уже нет возможности самому определять, в какой именно комплектации будет его автомобиль, но если вы не горите желанием купить какую-то определенную модель, возможность подобрать автомобиль, максимально соответствующий вашим запросам, многократно возрастает. Правда, выбор все равно остается невелик, особенно у тех, кто "наскреб" совсем немного денег: старые модели у разных фирм внешне имели больше отличий, чем в конструкции. Это потом, уже ближе к середине девяностых, стали появляться совершенно новые подклассы внедорожников, что значительно расширило круг их потребителей. На сегодняшний день генерация этого "подвида" достигла такого показателя, что даже высококвалифицированному специалисту порой не под силу разобраться, к какому именно подклассу можно отнести ту или иную модель. Впрочем, все это тема для отдельного разговора, поэтому мы не будем разделять внедорожники на группы и подгруппы, в зависимости от их назначения, а просто расскажем обо всех автомобилях, относящихся к этой категории, и единственным критерием отбора будет служить их цена на нашем, белорусском рынке.

Как и в случае с любым другим подержанным автомобилем, цена на бывший в употреблении внедорожник определяется, прежде всего, его техническим состоянием, а уже потом возрастом и количеством "наворотов". Но здесь техническое состояние выходит на первое место еще и потому, что полноприводный автомобиль по конструкции априори сложнее своего моноприводного "собрата", да и запчасти для такой техники стоят гораздо дороже. К тому же внедорожники, как транспорт немного специфический и обладающий некоторыми присущими именно этому классу достоинствами, эксплуатируются в сравнительно тяжелых условиях, хотя, конечно, и здесь бывают исключения. Но именно наличие достоинств, отсутствующих в других классах, а также гораздо большая универсальность делают подержанный внедорожник более дорогим, нежели легковые автомобили. Да, конечно, внедорожники изначально являются более дорогими, но если брать для сравнения равноценную легковую модель и внедорожник, очевидно, что с возрастом легковушка теряет в цене примерно на 20-40% больше. Правда, в содержании джип немного дороже, но все равно в конечном итоге он обходится дешевле.

Так как внедорожники иностранного производства у нас распространены гораздо меньше, нежели легковые модели, да к тому же и продаются хуже, у нас практически отсутствуют представители этого класса старше пятнадцати-восемнадцатилетнего возраста. Основным фактором, влияющим на такое положение дел, можно назвать цену, причем как на сами автомобили, так и на запчасти к ним. В таком возрасте соотношение цен на внедорожники и легковые модели уже вплотную приближается к значению 2:1, так что соблазниться на такой вариант сможет только истинный любитель. Конечно, некоторые могут возразить, что джипы в основном любители и покупают, но дело в том, что по уровню надежности такой экземпляр уже не сильно отличается от того, что предлагает отечественный автопром, чего, к сожалению, не скажешь о стоимости расходных материалов, поэтому в данном случае приобретение "Нивы" или что-нибудь в этом роде становится гораздо более выгодным делом.

В связи с этим на нашем рынке цена на представителей класса off-road, еще способных передвигаться самостоятельно, начинается где-то от $2000-2500. Зато за эти деньги вы можете приобрести такие солидные некогда автомобили, как Nissan Patrol (1983-1985), Mitsubishi Pajero примерно такого же возраста и даже культовый Jeep Cherokee, выпущенный уже ближе к концу восьмидесятых, а если конкретнее, то в 1985-1988 годах. И если "японцы", как всегда, порадуют наличием нескольких версий с трех- и пятидверным кузовом, а также бензиновыми или дизельными силовыми агрегатами, то представитель "индейского племени" у нас предлагается только с пятидверным кузовом и бензиновой 4,0-литровой "четверкой". Правда, некоторых может успокоить то, что с этим двигателем "американец" по динамике "делает" практически всех своих конкурентов, выпускавшихся в то время. Изредка на рынке "всплывает" его трехдверная версия, но это такое же редкое явление, как и присутствие не менее легендарного Wrangler. Что касается "европейцев", то в то время единственным более-менее массовым производителем внедорожных автомобилей в Европе был Mercedes-Benz. Ставшая нынче культовой, модель G-класса в начале восьмидесятых выпускалась в основном только для нужд военных, поэтому сейчас на рынке найти хорошо сохранившуюся "гражданскую" версию весьма и весьма проблематично. Но в любом случае его цена не опускается ниже $2500. Кроме него, в данную ценовую категорию также попадают еще несколько моделей: Suzuki Samurai (1983-1988), Isuzu Trooper (1984-1986) и даже румынский аналог нашего "уазика", внедорожник ARO.

Но если вы хотите купить внедорожник в более-менее приличном состоянии, да к тому же еще не совсем морально и физически устаревший, то за право обладать подобным автомобилем вам придется выложить около $4000-6000. Причем за такую сумму можно выбирать сразу из нескольких разнотипных внедорожных автомобилей, начиная от только входящих в то время в моду "паркетников" до пожизненно актуальных "профессионалов" или просто престижных пятидверных версий. И что особенно радует: большая половина моделей, попадающих в этот ценовой диапазон, была выпущена уже в 90-х, ну, или совсем близко к ним.

Начнем, пожалуй, с наиболее "свежих" моделей. Итак, обладатель вышеозначенной суммы вполне может рассчитывать на то, что свои дензнаки он может обменять на неплохой и даже красивый внедорожник, носящий весьма звучное имя - Frontera. Фирма Opel запустила эту модель в производство в 1991 году, и благодаря не очень высокой цене в новом виде, сейчас Frontera первых лет выпуска стоит около $4000-4800. Причем за эти деньги у вас есть возможность приобрести трех- либо пятидверную версию, и что немаловажно, с бензиновым либо дизельным двигателем на выбор. Но в варианте с любым, предлагаемым для этой машины, двигателем внедорожник остается весьма флегматичным, что может не понравиться человеку, привыкшему к динамичным иномаркам. Также за $4000-4500 можно купить небольшой, но очень симпатичный (чуть не сказал "паркетник") Suzuki Vitara. Правда, для нашего рынка больше подходят версии, выпущенные после 1991 года, потому как первые серийные экземпляры, а Vitara пошла в производство на два года раньше, выпускались только в трехдверном варианте и в основном с мягким складным верхом. Но у нас они встречаются редко, думаю, не надо объяснять почему, а вот более престижные и мощные "пятидверки", напротив, регулярно появляются на рынке. Только некоторые из них несут на себе другую эмблему - в Америке этот автомобиль выпускается под маркой Geo Tracker. Оба автомобиля практически идентичны, за исключением некоторых элементов декора, но "американцы", как правило, имеют более богатое оснащение, в том числе и автоматическую коробку передач.

Но вы не подумайте, что за $4000-6000 можно купить только "хилый" "паркетник" или автомобиль маленького размера. Напротив, в этом ценовом диапазоне сейчас представлены также самые популярные некогда внедорожники так называемого общего назначения, такие как Nissan Patrol в версии GR, первое поколение модели Terrano, Toyota 4 Runner первых лет выпуска (1990-1991) и даже знаменитый Mitsubishi Pajero. Правда, за такие деньги можно купить только трехдверный Pajero, но некоторым это как раз и нужно, тем более что оснащались эти "трехдверки" в основном мощной 3,0-литровой бензиновой "шестеркой". Получается этакое внедорожное купе, идеально приспособленное для скоростного передвижения по нашим дорогам. Кстати, если "западаете" на мощные бензиновые внедорожники, можете обратить внимание также и на Nissan Terrano первого поколения. Для этой модели тоже предлагалась 3,0-литровая "шестерка", только в отличие от Pajero за вышеозначенную сумму можно купить трех- либо пятидверный Tеrrano, да еще с бензиновым или дизельным двигателем на выбор. Однако вам не стать обладателем относительно "свежего" автомобиля, потому как производство этой модели было прекращено в 1993 году. Хотя можно подыскать американскую версию этой модели, которая продается под немного экзотическим именем Pathfinger. Только к нам эта модель официально не поставлялась, поэтому возможны проблемы с некоторыми запчастями. Зато с Рatrol таких вопросов возникнуть не должно. На нашем рынке встречается единственная версия с 2,8-литровым турбодизелем, и на выбор покупателю предлагаются только трех- или пятидверные версии. Правда, иногда встречаются и версии, привезенные из арабских стран, так вот у них силовой агрегат немного другой - 4,2-литровая бензиновая "шестерка", развивающая 170 л.с.

Внедорожники, которые сейчас стоят на нашем рынке более $6000, в большинстве своем можно отнести к группе наиболее престижных моделей. Скажем, "второй" Terrano, который сейчас стоит около $7000-8000, будет смотреться гораздо престижнее равноценного легкового седана, а уж тем более хэтчбека или универсала. А ведь за те же деньги можно купить и Jeep Grand Cherokee... Конечно, возможны исключения, но джипы у нас всегда были в большем почете, о чем косвенно может свидетельствовать их цена. Однако если вы решились потратить на подержанный автомобиль более $10000, то приобретение внедорожника будет выгодно для вас не только с точки зрения престижа. За пару лет эксплуатации внедорожник, особенно если это представитель какой-нибудь распространенной в нашем регионе марки, теряет в цене гораздо меньше, чем легковая модель, да и хлопот он тоже обычно доставляет меньше. Правда, обладатель престижного джипа имеет больше шансов остаться без "колес", потому что угонщики тоже весьма любят этот класс автомобилей.

Перечислять "поголовно" все модели внедорожников, которые попадают в данный ценовой диапазон, бессмысленно, ибо несть им числа. В эту категорию попадают все подержанные автомобили повышенной проходимости, выпущенные после 1990 года, и единственное, что мы можем сделать, это рассказать о моделях, которые, в силу некоторых особенностей, у нас встречаются довольно редко. А это практически все американские модели, за исключением Jeep Cherokee/Grand Cherokee и Chevrolet Blazer, легендарный и неповторимый Mercedes G-класса с 463-м кузовом, который начал выпускаться в 1990 году, а также многие другие. Экзотикой в этом классе можно считать Range Rover, продукцию отделения Land Rover, а также некоторые модели японской компании Isuzu. Несмотря на то, что ее модели Rodeo Trooper практически полностью идентичны автомобилям Opel Frontera и Monterey, на нашем рынке Isuzu такой же редкий гость, как Chevrolet Suburban.

Антон ПАВЛОВ