Понтовый минивэн

С Pontiac Trans Sport приключилась совсем другая история. Автомобиль был разработан в Центре стиля Pontiac (главный дизайнер К. Хенлайн) в 1986 году, а через три года General Motors (Pontiac, как известно, является одним из брэндов GM) удивил весь мир, приступив к серийному выпуску Trans Sport практически в том самом экстравагантном виде, с которым машина до сей поры шествовала лишь по подмосткам автосалонов. По большому счету, до серийного воплощения не "дожили" только боковая подъемная дверь (она стала сдвижной) да стеклоочиститель, ось которого в варианте концепт-кара проходила через верхнюю часть лобового стекла.

Одновременно с Pontiac к выпуску аналогичных минивэнов приступили Oldsmobile (модель Silhouette) и Chevrolet (модель Lumina APV), которые также входят в число брэндов GM. Кстати, у Chevrolet была еще одна Lumina - седан большого класса, но ее с нашей троицей не роднит ничего кроме V-образной "шестерки" 3,1 л/122 л.с. Основным же агрегатным "донором" семейства был Pontiac 6000.

Lumina APV, Trans Sport и Silhouette различаются только формой бамперов и элементами декора, а в остальном они одинаковые. Но если Lumina APV и Trans Sport встречаются в Беларуси практически с одинаковой частотой, то Silhouette большая редкость на наших дорогах.

Появление летом 1989 года Trans Sport и его двойников на рынке заметно изменило расстановку сил в секторе минивэнов. Chrysler - главный конкурент General Motors за окенаном - вынужден был срочно заняться модернизацией Voyager и его "близнецов" - Dodge Caravan и Plimouth Voyager. Однако своим дизайном Pontiac Trans Sport настолько опередил время, что не стал желанной покупкой для автомобилистов, которым больше по душе традиционные и даже несколько консервативные формы. Дизайнерская смелость и инициатива аукнулась General Motors меньшим спросом на модель против прогнозируемого, и это вынудило создателей машины переработать свое "детище" в соответствии с пожеланиями клиентов.

Первой жертвой стал пластмассовый кузов на несущем алюминиевом каркасе. Тем более что претензии к прочности кузова появились практически сразу после начала выпуска Trans Sport "со товарищи", и поэтому "щеголял" автомобиль в нержавеющих "одеждах" недолго. Вместо пластмассы стали использовать металлический лист, отказавшись за ненадобностью и от алюминиевого каркаса. В 1994 году Pontiac провел фейслифтинг модели, переработав переднюю, самую революционную в плане дизайна часть минивэна. Свес укоротили, но особенно досталось светотехнике, которая раньше как бы горизонтально членила автомобиль, зрительно понижая его высоту. Теперь же световые приборы приняли вид овальных блок-фар. Правда, на экспорт модель продолжала идти в неизменном виде.

На момент дебюта Pontiac Trans Sport комплектовался только одним силовым агрегатом - бензиновой V-образной "шестеркой" 3,1 л/122 л.с. В 1990 году минивэн получил 3,8-литровый V6 мощностью 167 л.с. и компактную, но форсированную "четверку" 2,3 л/147 л.с. Последний двигатель упрекают в повышенной шумности работы и в несколько меньшем, чем у первых двух моторов Trans Sport, ресурсе. Однако этот мотор является самым экономичным в силовом ряду, да и по динамическим характеристикам он лучше, чем базовый 3,1-литровый двигатель. Больше всего неприятностей по силовым агрегатам доставляет система зажигания (преимущественно это касается V6 3,8 л) и электронный блок управления двигателем.

Автоматические коробки передач входили в стандартное оборудование автомобиля (и не мудрено, машина-то американская), а механические КПП устанавливались лишь на Trans Sport, предназначенных для экспорта. Возможные проблемы - течь масла по сальнику АКПП, затрудненное переключение и фиксация высших передач. Устранение этих недостатков может потребовать серьезных капиталовложений.

В эксплуатации следует присматриваться, как изнашивается протектор передних колес, и периодически проверять их углы развала и схождения - у Trans Sport этот параметр имеет свойство самопроизвольно нарушаться.

Салон может разочаровать, поскольку при имеющихся габаритных размерах автомобиля ожидаешь встретить внутри просто-таки необъятное жизненное пространство. Впрочем, внутрисалонный объем вполне достаточен для комфортного размещения семи пассажиров, но вот багажник действительно оставляет желать лучшего. Правда, при сложенных заднем и среднем рядах сидений грузовой отсек достигает фантастической по европейским меркам величины - почти 3,2 кубометра, однако для американских минивэнов - это средний показатель. Возможные неприятности: большой люфт сдвижной двери, поломки креплений задних сидений, растрескивание пластмассовых деталей экстерьера и интерьера, крайне неудачный алгоритм складывания задних сидений - так что смотрите, не защемите пальцы.

Что еще? Владельцы Pontiac Trans Sport жаловались на: течи жидкости из гидроусилителя рулевого управления (автомобили выпуска 1991-1992 гг.); отказы электростеклоподъемников по причине затекания в них воды (автомобили выпуска 1993-1994 гг., причем обычно модификации с двигателем 2,3 л); разрядку аккумулятора из-за неисправностей в штатной противоугонной системе (выпуск 1991-1993 гг.).

Pontiac Trans Sport. Габаритные размеры (мм): 4933х1877х1669, колесная база - 2789. Снаряженная масса 1614 кг. Рабочий объем двигателя 3135 куб. см. Номинальная мощность 122 л.с. при 4400 об/мин. Максимальный крутящий момент 237 Нм при 2200 об/мин. Разгон с места до 100 км/ч за 13,2 с. Максимальная скорость 160 км/ч. Средний условный расход топлива 11,7 л/100 км.