О Nissan больших и маленьких

Честно говоря, прежде чем приступить к описанию Nissan, мы еще раз, причем добросовестно, перечитали материал "Семейные признаки", посвященный всем четырем поколениям VW Golf, но так и не уяснили для себя, каким образом нам удалось осадить эту, по мнению наших читателей, "выскочку". То, что среди автомобилей малого класса найдется несколько моделей, которые превосходят Golf по надежности, с лихвой окупается ремонтопригодностью "народного автомобиля", а остальные факты вроде бы только подтверждают, почему среди машин малого класса именно Golf пользуется наибольшей популярностью у белорусских автолюбителей.

Ну да ладно, переходим к Nissan. Однако в нынешнем году мы уже рассказывали о Primera, поэтому основное внимание сосредоточим на представителе гольф-класса Nissan Sunny и всенародно обожаемом, пока дело не доходит до покупки, джипе Nissan Patrol.

Я НА "СОЛНЫШКО" ГЛЯЖУ

Модель Sunny, оправдывая свое название, действительно оказалась "солнечной" для компании Nissan в плане спроса как на внутреннем, японском, так и на внешнем рынке. Даже появившаяся в 1995 году Almera не смогла полностью вытеснить Sunny из производственной программы фирмы, поскольку изготовление универсалов Traveller продолжалось еще несколько лет после прекращения выпуска базовой версии. Сегодня трудно подсчитать не только количество модификаций, входивших в "солнечное" семейство, но и припомнить все "имена", с которыми Sunny приходил к покупателям. В Японии Sunny более известен как Pulsar, Laurel Spirit, Liberta Villa и Lucino, а в Северной Америке, кроме Pulsar, автомобиль знали как Sentra или EXA. Sunny Traveller в США называли AD Wagon, а в Африке - Tsumambu.

Правда, главные "ареалы" распространения Sunny находились за пределами Западной Европы, откуда черпает пополнение вторичный автомобильный рынок Беларуси, поэтому "солнечный" Nissan встречается в нашей республике не так часто, как того, видимо, хотелось бы поклонникам этой марки.

На наших дорогах попадаются Sunny двух поколений. То, что выпускалось с сентября 1986 по февраль 1991, представлено главным образом бензиновыми версиями с двигателями объемом 1,4, 1,6 и 1,8 л. Эти автомобили, как правило, уже по нескольку лет испытывают на себе все "прелести" эксплуатации в условиях Беларуси, а их стоимость на рынке обычно не превышает 1,8-1,9 тыс. у.е. Nissan Sunny, выпускавшиеся по октябрь 1995 года, в своем большинстве, напротив, оснащены 2-литровыми дизельными силовыми агрегатами и обычно только-только пригнаны из Германии. Верхняя планка цен на автомобили 1992-1994 годов выпуска установилась на уровне 3-3,2 тыс. у.е.

Главная отличительная черта Sunny любого поколения - высокая надежность всех узлов и агрегатов. Откровенно слабых мест у них просто нет. Правда, у автомобилей, выпущенных более десяти лет назад, возможны проблемы с коррозией порогов и нижних кромок дверей, но в целом коррозионную стойкость кузова можно считать выше средней. Sunny, эксплуатирующиеся в Беларуси несколько лет, почти наверняка потребуют замены амортизаторов. Остальные дефекты встречаются единичными случаями, и если какие-то узлы считать проблемными, то это, в первую очередь, выхлопная система, а также водяной насос (до 1991 года), сцепление, в котором ускоренными темпами изнашивается ведомый диск, и коробка передач.

Не исключены неприятные сюрпризы со стороны электрооборудования, но эта система традиционно лидирует по числу неисправностей в любом автомобиле, и Sunny исключением из общего правила не является. Коррозируют контакты, встречаются поломки выключателя обогрева заднего стекла, перегорают резистор и термовыключатель вентилятора, преждевременно "заканчиваются" аккумулятор и генератор.

Что еще? Не исключена течь по уплотнениям гидроусилителя руля и износ рулевого механизма, возможны поломки дверных замков, отказы карбюраторов на 1,4-литровых моторах, поломки пружин подвески из-за перегрузки автомобиля...

Вроде бы список дефектов получился внушительным, но еще раз напомним, что все эти неисправности встречаются редко, а характерные слабые места Sunny назвать и вовсе затруднительно.

ПРО ТЯГОТЫ "ПАТРУЛЬНОЙ" СЛУЖБЫ

Скажите - Nissan и в ответ обязательно услышите - Patrol. Именно этот внедорожник стал у нас своеобразной визитной карточкой японской компании, хотя в продаже он встречается гораздо реже, чем, например, тот же Sunny. И это при том, что владельцем Patrol, скажем, 1986-1987 годов выпуска можно стать, располагая суммой порядка 2,5 тыс. американских "рублей". Только с Patrol, имеющими за плечами лет пятнадцать, надо держать ухо востро: в отличие от Sunny, джип Nissan долговечностью отнюдь не блещет.

По данным статистики, после десяти лет службы число отказов на Nissan Patrol увеличивается как минимум в три раза. Все дело в том, что за "бугором" такие джипы, как Patrol, покупают не для того, чтобы ездить на шашлыки и рыбалку. На то существует целая армия "паркетников" и полноприводных версий легковых автомобилей (взять, например, тот же Nissan Sunny 4WD). Нет, на Западе Patrol покупают для эксплуатации в действительно сложных дорожных условиях. И как бы стойко не переносили агрегаты и узлы тяготы "патрульной" службы, их запас прочности, увы, рано или поздно бывает исчерпан. А затем эти автомобили усилиями перегонщиков оказываются в Беларуси, где ремонт Patrol может встать в копеечку. Запасные части и дефицитны, и дороги. Кстати, у Nissan Sunny вопрос запчастей также стоит достаточно остро.

Вообще говоря, Patrol ведет свою родословную из далекого 1951 года. Японцам удалось спроектировать первоклассный джип для покорения бездорожья, а потому долгое время надобности в замене модельного ряда просто не возникало. Поколение, дебютировавшее в 1980 году, благополучно дожило аж до 1996-го. Без модернизаций, разумеется, не обошлось, и одна из них достойна отдельного упоминания. В 1988 году появился Patrol GR.

Если все массовые модели Nissan, и Sunny в частности, отличаются спокойным дизайном, то о Patrol GR этого не скажешь. "Монстр" с расширенными колесными арками и резкими, ломаными линиями безусловно производит впечатление.

В силовой гамме Patrol присутствуют дизель 4,2 л/125 л.с. и бензиновый двигатель 2,8 л/175 л.с., но базовые модификации Patrol оснащались 2,8-литровым турбодизелем мощностью 115 л.с. Этот мотор непривередлив к качеству топлива, прощает владельцу несвоевременную замену масла и масляного фильтра, но экономичным его не назовешь. Впрочем, расход топлива порядка 13,3 л на 100 км пробега - средненький показатель. Есть и куда более "прожорливые" внедорожники такого же класса.

Что особенно ухудшает общее впечатление от Patrol, так это отнюдь не выдающаяся коррозийная стойкость автомобилей, выпущенных до 1988 года. При интенсивной эксплуатации на зимних дорогах, обработанных соляными смесями, страдают лонжероны, днище и двери. Кроме этого, не исключены проблемы со сцеплением и передними тормозами, неприятностей можно ожидать от водяного насоса системы охлаждения двигателя, могли бы быть более надежными коробка передач и "раздатка". И все же до достижения 10-летнего возраста Nissan Patrol ведут себя вполне пристойно, соответствуя репутации крепких автомобилей.

На рыночную судьбу Nissan Patrol, выпущенных в 1990-х годах, повлияло то, что они наряду с некоторыми другими внедорожниками "крейсерского" класса превратились в Беларуси в символ высокого жизненного статуса своего владельца. Отсюда завышенные цены, которые далеко не всем по карману.