Настоящий "народный" автомобиль. Opel Kadett E, Astra, Astra II, Ascona

Kadett E

Фактический аналог и прямой конкурент "народного" VW Golf (имеется в виду его второе поколение), Opel Kadett серии "Е" появился на рынке в 1984 году. Время дебюта было выбрано очень удачно: все достоинства и недостатки "Гольфа" стали уже известны, и покупательский спрос постепенно шел на убыль. И Opel решил бить по тем позициям, которые у конкурента оказались наименее защищенными. Первым козырем стала гамма кузовов - помимо имеющихся в модельном ряду хэтчбеков и седана, Opel предложил еще и универсал Caravan - весьма вместительный и довольно привлекательный внешне автомобиль. Второй удачный ход - широкий выбор силовых агрегатов, бензиновых и дизельных, объемом от 1,3- до 2,0-литрового. Ну а главным козырем "Опеля" являлась цена, которая оказалась заметно ниже, вне зависимости от версии и компалектации.



Изначально для "Кадета" предлагались лишь два бензиновых мотора: 1,3 и 1,8 литра (60 и 84 л.с.), а компанию им составлял 1,6-литровый 55-сильный дизель. А в 1986 году появились еще два бензиновых силовых агрегата - 1,6- и 2,0-литровый. Последний предлагался в двух вариантах: с двумя и четырьмя клапанами на цилиндр, вследствие чего его мощность варьировалась в пределах 115-150 л.с. Версия GTI, на которую устанавливался 150-сильный мотор, предлагалась только в сочетании со спортивным шасси и соответствующей отделкой салона, а внешне ее отличали воздухозаборники на капоте, иная фальшрадиаторная решетка и видоизмененные бамперы.

В 1987-м дебютировал кабриолет со встроенной дугой безопасности, спроектированный на базе трехдверной версии. Для него были зарезервированы наиболее мощные бензиновые двигатели объемом не менее 1,6 литра. В 1989 году самые продвинутые модификации, как-то GSI 16V или CS, стали серийно оснащать антиблокировочной системой в приводе тормозов, а для остальных она так и осталась заказным оборудованием. Примерно тогда же в гамме появился и новый 1,4-литровый бензиновый мотор, пришедший на смену версии 1.3.

Выпуск Opel Kadett E был прекрашен в 1991 году. С производства сняли седаны, хэтчбеки и универсалы, а кабриолет выпускался до 1993 года.

Astra

Борьба с главным и прямым конкурентом, начатая моделью "Кадет Е", успешно продолжилась в 1991 году новой моделью Astra. Так же, как и предшественник, новый представитель малого среднего класса от Opel обладал массой достоинств и всерьез был нацелен на непосредственную борьбу с главной моделью этого рыночного сектора - VW Golf III.

В борьбе за кошельки покупателей использовались те же методы, что и для популярности "Кадета": большой выбор модификаций плюс низкие цены. Вариантов Opel Astra выпускалось действительно много. С самого начала производства потребителям предлагались трех- и пятидверный хэтчбеки, четырехдверный седан, пятидверный универсал и трехдверный коммерческий "каблучок". Два года спустя гамму расширили за счет нового четырехместного кабриолета Astra - и это при том, что открытая версия VW Golf все еще базировалась на платформе первого поколения!

Базовым двигателем для "Астры" стал бензиновый 1,4-литровый 60-сильный мотор, а под заказ предлагалось и кое-что помощнее, вплоть до 150-сильного варианта. Но с такими моторами машины пока еще редко встречаются на вторичном рынке, поэтому сосредоточимся на автомобилях с более распространенными двигателями. Вторым по популярности является Astra с 1,6-литровым 75-сильный мотором, и примерно так же регулярно в продаже встречаются автомобили с 1,7-литровым дизелем мощностью 60 л.с. Этот мотор мог оснащаться турбонаддувом, что повышало его отдачу до 82 л.с. - такие автомобили являются весьма частыми гостями на белорусском рынке. А вот более мощные версии с 90-сильным 1,8-литровым или с 2-литровым мотором (у него были разные варианты мощности - 115/136/150 л.с.) встречаются крайне редко. Особенно это касается версии Astra 2.0.

В биографии Opel Astra есть две важные даты. Первая - 1994 год, когда модель подвергли рестайлингу и немного изменили ее внешность. Было улучшено качество отделки салона, в рулевом колесе появилась подушка безопасности, а внешне рестайлинговые автомобили отличались новой фальшрадиаторной решеткой. Вторая важная дата - март 1998 года, когда на смену Opel Astra первого поколения пришла новая модель - Astra II.

Astra II

Появление этой модели ознаменовало начало новой для компании Opel эры, когда на смену тактике "Догнать и перегнать" пришла другая - "Предлагать лучшее!". И новая Astra II является ярким примером тому, какие изменения произошли внутри компании, ранее выпускавшей простые и непритязательные автомобили без особой претензии на оригинальность.

Opel "выстрелил" по всем направлениям сразу (дизайн, эргономика, ходовые качества, функциональность, качество отделки интерьера) и дал повод для опасений не только "Фольксвагену", но и многим другим конкурентам. К примеру, впервые в малом среднем классе на "Астре 2" применили заднюю подруливающую подвеску, которая обеспечивала стабильное поведение автомобиля в крутых виражах. А борьба с коррозией осуществлялась теперь на ином качественном уровне - кузова этих автомобилей имели частичную оцинковку.

Но несмотря на столь революционные изменения в имидже модели, функциональные возможности Astra II по-прежнему остались на высоте. Объем багажника у версии с кузовом "универсал" был почти рекордным для своего класса, а все остальные версии радовали высокой плавностью хода и достаточным для пяти пассажиров внутренним пространством салона.

По сравнению с предшествующей моделью, количество модификаций немного сократилось, так как с производства сняли кабриолет. Но остались седан, трех- и пятидверный хэтчбек, - а также универсал Caravan. Моторы - те же, что и на предшествующей модели - семейство 16-клапанных ECOTEC. Разве что количество дизельных версии расширили - вдобавок к 1,7-литровому дизелю производства Isuzu предложили новые турбодизельные моторы объемом 2,0 литра мощностью 82 л.с. (или 101 л.с. в варианте с непосредственным впрыском топлива). Интересен и тот факт, что для некоторых рынков Astra могла оснащаться 1,2-литровым 65-сильным мотором, позаимствованным у "Корсы".

В 1999 году на базе модели Astra с помощью "дружественного" дизайнерского ателье Bertone была создана новая версия - с кузовом "купе". Год спустя она пошла в производство, а в 2001 году на базе этого автомобиля изготовили еще и Opel Astra Cabrio. Обе эти модификации, несмотря на сравнительно невысокую цену, являются своего рода эксклюзивом, потому что они собираются вручную за заводе ателье Bertone. Объем их выпуска очень мал, так что на рынке second hand цена этих автомобилей, особенно кабриолета, может быть гораздо выше, чем у "обычных" седанов, хэтчбеков и универсалов.

Выпуск Opel Astra второго поколения будет прекращен в конце этого года. С производства снимут большинство модификаций, так как начинается выпуск автомобиля нового поколения, который тоже будет называться Opel Astra. Но на этот раз - Astra III.

Ascona

Это одна из самых удачных моделей Opel, обеспечившая относительно беспроблемное существование компании в конце 80-х - начале 90-х годов и до сих пор пользующаяся достаточно высоким спросом на рынке second hand. Модель выпускалась в двух поколениях - первое, заднеприводное, находилось в производстве до 1982 года, после чего ему на смену пришла новая модель с другим дизайном. Она была переднеприводной и обладала более просторным салоном.

Новинка дебютировала сразу в нескольких версиях - пятидверный хэтчбек, двух- и четырехдверный седан. Привод - только передний, но зато гамма силовых агрегатов оказалась очень обширной. Предлагался только один 1,6-литровый дизель, а бензиновых моторов было несколько, объемом от 1,3 до 2,0 литра. В "стандарте" машина оснащалась 4-ступенчатой механической КПП, "автомат" предлагался для наиболее мощных бензиновых версий. Что до пятиступенчатой механической коробки передач, то на Opel Ascona она встречается достаточно редко, притом в основном на автомобилях последних лет выпуска.

Так как фирма Opel принадлежит концерну General Motors, наработки немецких инженеров весьма активно использовались специалистами других подразделений GM. А некоторые из них и вовсе выпускали "опелевские" автомобили под своей маркой. К примеру, в США, охваченных в то время топливным кризисом, немного видоизменная Opel Ascona продавалась как Chevrolet Cavalier! Причем помимо привычного европейцам седана на базе этой модели американцы создали еще и универсал Cavalier Station Wagon. Но еще интереснее то, что помимо 2,0-литрового 90-сильного мотора, который предлагался и для "Асконы", американская модель под заказ могла оснащаться еще и 2,8-литровым V6 мощностью 125 л.с. Кстати, купе и кабриолет семейства Chevrolet Cavalier имели мало общего с седаном и универсалом - их внешний облик был еще сильнее абстрагирован от Opel Ascona.

Производство Opel Ascona продолжалось до 1988 года, когда ей на смену пришла новая среднеразмерная модель - Vectra. Новое семейство седанов и хэтчбеков "Вектра" очень сильно отличалось от модели-предшественницы, как в свое время первое поколение "Асконы" отличалось от второго. Другой дизайн, другой уровень безопасности, новые моторы (в том числе и 16-клапанные), появилась даже полноприводная трансмиссия! Но глядя на следующее поколение модели Vectra, которое дебютировало в 1995 году, начинаешь понимать, что это уже тенденция - каждая последующая модель всегда оказывается гораздо лучше предыдущей. Но об этом и о всех модификациях Vectra - в следующем номере "АГ" в рубрике "Маркетинг".