Италия - Швеция: плоды кооперации

Весь квартет (с учетом Lancia Thema) базировался на единой платформе, которую с легкой руки Fiat назвали Tipo 4 (не путать с моделью Fiat Tipo, дебютировавшей в 1988 году). Общими у 164-й, Croma, Thema и 9000-го были силовые элементы кузова, панели дверей и детали шасси (эту информацию о взаимозаменяемости следует учесть при поиске и покупке запасных частей). Первым из четверки был представлен в сентябре 1984 года Saab 9000. С него и начнем.

SAAB 9000 - АВТО ДЛЯ ИНДИВИДУАЛИСТОВ

Габаритные размеры (мм): 4620х1765х1430, колесная база - 2670. Дорожный просвет - 150. Масса в зависимости от типа кузова и модели двигателя (кг): снаряженная 1300-1420, полная 1780-1810. Объем багажного отделения 625/1600 л.

Saab 9000 не обладает той неординарностью, которая была присуща не только предшествующим моделям Saab, но и Saab 900, сходившем с заводского конвейера шведской компании параллельно с автомобилями 9000-го семейства. Тем не менее скандинавам удалось, несмотря на стандартизованную с Fiat платформу, наделить и Saab 9000 некой харизмой "авиационной" исключительности, которая всегда сопутствовала автомобилям шведской компании, выпускавшей также и самолеты.

Сегодня многое из того, что когда-то выгодно отличало Saab 9000 от моделей других автостроителей, повсеместно внедрено в серийное производство, поэтому поговорим о более прозаических вещах.

Первоначально Saab 9000 предстал в виде 5-дверного хэтчбека. В 1988 году кузовная гамма пополнилась седаном. По антикоррозийной стойкости Saab 9000 далеко не самый худший вариант из тех, что можно встретить на белорусских дорогах, а среди своих "родичей" из Италии - явный лидер. Впрочем, хотя скандинавы и знают толк в защите против ржавления, антикоррозийная профилактика не помешает в любом случае.

В 1987 году Saab 9000 комплектовался всего двумя бензиновыми двигателями - 2,0-литровым мощностью 130 л.с. и его турбонаддувной версией мощностью 175 л.с. Долгое время шведам мешало отсутствие в гамме нормального шестицилиндрового мотора, поэтому недостаток мощности имеющихся в распоряжении "четверок" они компенсировали широким применением турбонаддува. Ныне турбокомпрессоры - самое слабое место Saab 9000. Кроме этого, форсированные саабовские двигатели предъявляют высокие требования к качеству топлива и моторного масла. Что еще? Не отличается надежностью система впрыска, встречаются дефекты масляных насосов, возможны неполадки в системе зажигания.

Нередко жертвой повышенной мощности силовых агрегатов становится сцепление, особенно при частом его задействовании, например в городе. Достается и коробкам - 5-ступенчатой механической или 4-ступенчатому "автомату". Все ремонты требуют немалых капиталовложений, а потому и у нас, и за рубежом Saab 9000 пользовались недоброй славой автомобилей, дорогих в эксплуатации. Лишь в 1994 году наконец появилась версия с V-образной 3,0-литровой "шестеркой" (кстати, от Opel Omega).

CROMA, КОТОРУЮ НЕ ПРИНЯЛ НАРОД

Габаритные размеры (мм): 4495х1760х1435, колесная база - 2660. Дорожный просвет - 140. Масса в зависимости от модели двигателя (кг): снаряженная 1095-1240, полная 1595-1740. Объем багажного отделения 500/900/1400 л.

Croma дебютировала в декабре 1985 года. Согласно стратегии Fiat, а марки Alfa Romeo и Lancia, как известно, входят в состав этого концерна, Croma должна была стать самой недорогой среди своих "двоюродных" "братьев" и "сестер", а значит, оказаться наиболее доступной для лиц, которым требовался большой семейный автомобиль, но с деньгами на покупку оного имелись проблемы.

Тем не менее итальянцы Fiat Croma не приняли. Для семей с невысоким уровнем доходов этот автомобиль, не требующий, кстати, больших эксплуатационных расходов (кроме версий с расточительно расходующей топливо 2,5-литровой V-образной "шестеркой"), оказался, непонятно по какой причине, неинтересным, а финансово благополучные покупатели обращали свое внимание на более престижные Lancia Thema и Alfa Romeo 164. Зато Croma неожиданно нашла себя в качестве такси. Это надо учитывать, поскольку, отработав свое "таксистами", Croma нередко попадали в руки перекупщиков, которые, проведя соответствующие косметические операции, вновь выставляли автомобили на продажу.

Чтобы каким-то образом поддерживать покупательский интерес к своему флагману, Fiat трижды - в 1987, 1989 и 1991 годах - модернизировал Croma, пока в 1995 году вовсе не снял ее с производства. А в разряде second hand Croma стала привлекательной для тех, кому нужен солидный, почти "директорский" автомобиль за небольшие деньги.

Во все годы выпуска Croma выпускалась только с одним типом кузова - пятидверный хэтчбек, имеющий близкую к седану форму за счет ступенчатой задней двери. Стойкость к коррозии ниже среднего уровня, особенно на экземплярах, выпущенных до 1988 года. С высокой степенью вероятности коррозийные повреждения можно ожидать на днище и в местах стыка кузовных элементов. На автомобилях, несколько лет пробегавших по нашим дорогам, коррозия нередко развивается на внешних панелях под слоем краски.

Самыми слабыми в силовом ряду Croma были два карбюраторных мотора: 1,6 л/83 л.с. и 2,0 л/90 л.с. Эти двигатели порадуют разве что сторонников жесткой экономии, делающих ставку на бензиновые силовые агрегаты (расход топлива 5,8/7,6/8,8 л/100 км при 90 км/ч, 120 км/ч и в городском цикле соответственно). Впрочем, 2,0-литровый двигатель отличался и приличным ресурсом до капитального ремонта. Инжекторные двигатели 2,0 л/115 л.с. и его турбоверсия мощностью 150 л.с. оказались менее надежными (слабое место - система питания) и более прожорливыми. В 1993 году на Fiat Croma начали ставить 2,5-литровый 160-сильный V6. Точно такой двигатель устанавливался на Alfa Romeo 164.

За девять лет выпуска на Croma попробовали целую серию дизельных моторов. Первым был 1,9-литровый турбодизель мощностью 90 л.с. К 1989 году эту модификацию сняли с производства, тем не менее в это время уже выпускались еще две дизельные версии объемом 2,5 л - атмосферная и турбо. В 1991 году в ряду дизелей очередное обновление. К сожалению, всем дизельным двигателям, а турбо особенно, присущ серьезный недостаток - прогорание прокладки головки блока цилиндров.

Кроме этого, всегда готовы преподнести неприятный сюрприз: электрооборудование, и в первую очередь - стартер и генератор; система зажигания, подвеска, приводные ремни. Возможны течи масла по стыкам двигателя, поломки центрального замка и электростеклоподъемников.

ALFA ROMEO 164 - ЭЛЕГАНТНЫЕ ЛИНИИ, БЕЗУПРЕЧНЫЙ СТИЛЬ

Габаритные размеры (мм): 4555х1760х1400, колесная база - 2660. Дорожный просвет - 140. Масса в зависимости от модели двигателя (кг): снаряженная 1200-1320, полная 1625-1745. Объем багажного отделения 505 л.

Появившаяся в 1987 году 164-я, как и подобает представителю славного семейства Alfa Romeo, - автомобиль с четким спортивным имиджем, правда, может быть не таким ярко выраженным, как у более "мелких" моделей знаменитой марки. Как и Saab 9000, Alfa Romeo 164 не водят, а пилотируют.

Дизайн машины разрабатывался ателье Pininfarina, что и предопределило фурор, который произвёл 164-й на Франкфуртском автосалоне. Под стать внешнему виду и коррозийная стойкость кузова, однако полностью оцинковывать наружные панели Alfa Romeo 164 начали только в 1992 году, а до этого времени 164-я не особенно превосходила Fiat Croma.

Впрочем, на наш взгляд, изюминками Alfa Romeo 164 является не дизайн, а двигатели и удивительная управляемость и устойчивость на дороге (с одной оговоркой - на хорошей дороге, а проселки не для этого автомобиля). Что касается силового ряда, то в 1988 году его составляли бензиновые 2,0 л/142 л.с., 2,0 л/175 л.с. (турбо) и 3,0 л/184 л.с. (V6), а также турбодизельный 2,5 л/117 л.с. двигатели. Даже на солярке 164-я разгонялась до максимальной скорости 200 км/ч, а 100 км/ч достигала уже через 10,8 с после старта, а неосторожное обращение с педалью акселератора на версии Quadrifoglio Verde (мощность двигателя 232 л.с.), появившейся в модельной гамме Alfa Romeo164 в 1992 году, и вовсе могло повергнуть неопытного водителя в предынфарктное состояние.

Автомобили, выпущенные до 1991 года, пользуются далеко не самой лучшей репутацией в плане надежности. Как и в случае с Croma, лидером по части отказов является электрооборудование. Двигатели имеют склонность к перегреву. Нередки течи из системы охлаждения. Много нареканий вызывает работа подвески, причем про переднюю иные весельчаки высказываются в том роде, что, дескать, она изводит покрышки, тормозные колодки и диски, как младенец памперсы. При эксплуатации 164-й надо помнить, что, несмотря на внушительный объем багажника, грузоподъемность автомобиля ограничена, а езда с перегрузкой отрицательно сказывается на узлах задней подвески. К 1991 году большинство недостатков Alfa Romeo 164 учли и исправили в ходе модернизации модели, тем не менее дело было сделано, и на "пенсию" в 1998 году 164-я ушла с изрядно "подмоченным" реноме.

ПОДВОДИМ ЧЕРТУ

Все представленные в обзоре автомобили в Беларуси не популярны и на отечественном рынке подержанных машин вряд ли составляют вместе даже 1% от выставленных на продажу. Редкие, словом, модели, и это есть их главный недостаток.

Мы не относимся к Saab- или Alfa-ненавистникам, однако отвечая нашим читателям на вопрос о целесообразности покупки, должны сказать следующее. Чтобы не купить себе проблему, надо учитывать сложившуюся в нашей республике ситуацию по наличию запасных частей, сервиса, то есть заранее выяснить, во что обойдется содержание автомобиля в эксплуатации. Поэтому если вы водитель до мозга костей, любите скорость и сумасшедшую разгонную динамику - обратите внимание на BMW. Хочется, возвращаясь домой с работы, побыстрее забыть про опостылевшего директора и самому почувствовать себя в роли большого начальника - разоритесь на Mercedes. Нужна вместительная, надежная семейная машина - берите Audi 100 или VW Passat и вряд ли прогадаете.

Сергей БОЯРСКИХ