Им любые дороги дороги

Протяженность этого СУ составляла порядка четырех сотен метров, и Гречихе со товарищи понадобилось около пятидесяти минут, чтобы добраться до пункта контроля финиша. Медленно? Отнюдь. В трофи свои критерии, и выяснилось, что парни "проехали" эти метры и быстро, и грамотно, и красиво. Как, собственно, и подобает фаворитам "Наполеон-трофи" в категории "Спорт". Но теперь, после небольшой болотной разминки, давайте обратимся к фактам.

"Наполеон-трофи" прошло 20-21 апреля в районе Бегомля, а организаторами этих соревнований выступили "Автогазета", минский клуб "Внедорожник" и Белорусская общественная организация "Республика без наркотиков". Спонсор - АО "Избушка".

Трофи как вид спорта, очевидно, ведет свою родословную от знаменитого некогда Camel Trophy, что в свое время означало преодоление глухого бездорожья усилиями колонны из нескольких машин и, соответственно, испытаний надежности автомобилей и физической подготовки их экипажей в экстремальных условиях. Сегодня трофи видоизменились и проводятся в нескольких вариантах. По крайней мере программа "Наполеон-трофи" включала две разновидности соревнований на внедорожниках.

В той, что подразумевалась под упомянутой выше категорией "Спорт", принимали участие только специально подготовленные полноприводные автомобили. Вдаваться в подробности, в чем состоит эта подготовка, не будем, но отметим, что трасса для группы "Спорт" прокладывается таким образом, что преодолеть ее, не используя в некоторых местах лебедки самовытаскивания, невозможно. Кстати, общая длина трассы для категории "Спорт" составляла 41 км и включала 11 спецучастков, где, собственно говоря, экипажам и приходилось "расчехлять" лебедки, домкраты и прочие приспособления для борьбы с абсолютным бездорожьем.

На старт "Спорта" выехали пять автомобилей - "Нива", УАЗ-469, два Nissan и, к некоторому моему изумлению, УАЗ-452, который хотя и является полноприводной машиной, но был, как ни крути, в прошлой "жизни" микроавтобусом. Каждый экипаж получал на прохождение всей трассы 8 часов. По истечении указанного времени трасса для участника закрывается, а если он к этому моменту еще находится на спецучастке, его прохождение уже не засчитывается. Забегая вперед, скажу, что именно данный пункт регламента оказался роковым в борьбе за первенство для экипажа Максима Котеса.

За прохождение каждого СУ участникам засчитывалось 100 очков. Одновременно судьи фиксировали и время прохождения спецучастка, что требовалось для определения мест, занятых экипажами, в случае одинакового количества набранных ими очков. Впрочем, этот пункт регламента оказался невостребованным, потому что после завершения двух дней "Наполеон-трофи" выяснилось, что все спецучастки покорились только экипажу Михаила Гречихи, который и стал победителем в категории "Спорт".

Котеса подвело время, а остальных - поломки техники. Первым не у дел оказался экипаж Василия Киселева. Ребята погорячились и решили форсировать брод несколько правее того места, что выбрали остальные экипажи. Но то ли грязь в этом месте оказалась погуще (шучу), то ли еще по какой-то причине - срезало шпонку на валу лебедки. Разобрали, заменили - новой шпонке хватило прочности ровно на метр движения вперед. А дальше, как в песне: конец был прост - пришел тягач, и там был трос... Три сложнейших спецучастка в назидание мне - скептику - прошел Николай Гриб на своей "буханке", и, думаю, прошел бы еще, но и тут дальнейшую судьбу джипера решила злосчастная лебедка. Сергей Звездный повредил задний мост своего Nissan Patrol на спецучастке "камни", где джиперам пришлось показывать свое умение "рулить" по коридорам, протянутым поверх уложенных в ряд валунов.

Звездный потратил ночь, но ко второму дню соревнований отремонтировал автомобиль. Однако метров двадцать движения Patrol по тому самому болоту, которое открывало программу второго дня и в которое погружался автор этих строк, хватило для того, чтобы убедиться: этот день - не его. Дабы не создавать серьезных проблем ни себе, ни эвакуаторам, Звездный решил больше не искушать судьбу и дальнейшую борьбу - прекратить.

Категория "Рейд" - и начинается совсем другое "кино". Пока немногочисленные "спортсмены" получали грязевые и прочие процедуры по высшему разряду, представленные куда большим числом "рейдеры" (эта категория по причине присутствия двух экипажей из Калининграда претендовала даже на некоторый международный статус) решали другие задачи. Трассу для "Рейда", а это 14 км в первый день и 15 км - во второй день соревнований, составляли в основном скоростные участки на пересеченной, правда, местности. Встречались, разумеется, и "вкрапления" более-менее серьезного бездорожья, но при грамотной езде они преодолевались даже без применения домкратов (а использование лебедки в "Рейде" и вовсе запрещено регламентом). Задача "рейдеров" - поиск разбросанных тут и там контрольных пунктов. Поиск осуществляется по "легенде", которую, как и в категории "Спорт", участники получали перед стартом. На дистанцию экипажи уходили через каждые пять минут, а победитель определялся по наименьшему времени прохождения трассы и при наличии всех карточек с контрольных пунктов.

Наилучшими же следопытами и ориентировщиками на местности показали себя дебютанты - экипаж из Витебска, который возглавлял Сергей Воднев. Справедливо полагая, что один штурман "не есть хорошо", Воднев укомплектовал свой УАЗ аж четырьмя дополнительными седоками. Ведомый пресловутым Team Spirit - командным духом - и пятью парами глаз, "козлик" витебчан пролетел, а иначе и на скажешь, трассу "Рейда" за 32 минуты. В таких случаях говорят, что награда нашла своих героев, ибо перед началом "Наполеон-трофи" УАЗ Воднева приковылял из Витебска в базовый лагерь трофи, что называется, на трех "ногах" - с поломанной полуосью. Так что ребятам, прежде чем показать хорошие штурманские навыки, пришлось для начала проявить себя умелыми специалистами быстро крутить гайки.

Второе место в категории "Рейд" занял экипаж в составе Дмитрия Холодинского и Вячеслава Андросика, которые выступали на Suzuki Samurai, а третье место досталось Алексею Ляликову и Александра Гордюку, ехавшим на Nissan Patrol. Таким образом, в обеих категориях "Наполеон-трофи" российские внедорожники взяли верх над иномарками.

Нынешнее трофи ознаменовалось появлением новой группы участников - на мотоциклетной технике, а если быть совсем точными, то - на квадроциклах. Собственно говоря, первых "ласточек" было всего две, но расширение "ассортимента" всегда радует и вселяет определенные надежды. Победителем в группе "Мото" стал Алексей Буданков, преодолевший дистанцию за 49 минут. Неплохое, заметим, время, ибо мотоциклисты (или квадроциклисты?) шли по тому же маршруту, что и участники группы "Рейд", а, значит, проводись здесь совместный зачет, Алексей, которому приходилось полагаться только на свои силы и не рассчитывать на помощь штурманов, был бы третьим.

Но была новость и не из разряда приятных. Похоже, совсем зачахла категория "Туризм", где должны были состязаться стандартные внедорожники, а все экипажи проходят трассу совместно, помогая друг другу, без учета времени. Победитель в этой категории определяется путем проведения голосования среди экипажей, но из-за того, что заявки на участие в "Туризме" подали только два экипажа, соревнования в этой группе решено было не проводить.

Сергей БОЯРСКИХ