Где-то за городом, очень недорого...

При покупке автомобиля отечественного производства, особенно солидного возраста, стоимостью до 1000 у.е., следует учитывать множество нюансов. Первый — автомобиль такой цены даже не стоит пытаться искать на рынке, потому что для продавца пара заездов туда может “съесть” не только прибыль, но и половину стоимости автомобиля. Если там и бывают советские автомобили, то преимущественно 91-98 годов выпуска или вообще новые. Гораздо лучше искать машину по объявлениям в газетах — по телефону вы можете быстро выяснить цену, цвет и примерное техническое состояние всех интересующих вас вариантов. Одно плохо — для того чтобы посмотреть все подходящие автомобили, вам может понадобиться очень много времени, причем некоторые из них могут оказаться не в том состоянии, какое вам было обещано по телефону. Третий вариант — поиск через друзей и знакомых. Иногда таким способом можно найти очень хорошие и недорогие варианты, при этом у вас больше шансов купить автомобиль у первого владельца, а не через посредников, как это часто бывает на авторынке.

Но, как ни крути, отечественные автомобили, пусть даже новые, гораздо хуже по качеству сборки, поэтому даже при малом пробеге они могут иметь много неисправностей. Благо, запчасти достаточно дешевые, и если вы в достаточной степени владеете навыками автослесаря, у вас не возникнет особых проблем с автомобилем.

ВАЗ

Бесспорным лидером по количеству предлагаемых к продаже отечественных автомобилей является представленный всеми моделями, когда-либо выпускавшимися, Волжский автозавод. Учитывая то, что завод начал выпускать автомобили только в 1970 году, вы можете найти экземпляр как 1971-го, так и 2000 года выпуска. Кстати, “копейки” 70-73 годов выпуска стоят заметно дороже, чем точно такие же, но выпускавшиеся в 1975-1979 годах. Парадокс, казалось бы, но этому есть вполне логичное объяснение — те первые экземпляры выпускались полностью из итальянских комплектующих, поэтому каждая деталь была намного качественнее своих более поздних советских аналогов. Неудивительно, что некоторые экземпляры, “отходившие” у бережливых владельцев по 200-250 тысяч километров, еще не требуют серьезного ремонта ни по двигателю, ни по кузову. И если бы ВАЗ ныне выпускал автомобили хотя бы такого качества, а не эти самобеглые наборы деталей, не стоящие даже тех денег, которые за них просят, то ему не пришлось бы в очередной раз просить правительство повысить таможенные пошлины, защищая отечественного производителя.

Итак, самые дешевые “Жигули”, которые еще не потеряли способность самостоятельно передвигаться и не имеют сквозных дыр из-за коррозии металла, можно купить за $250-300. Это, как правило, 2101/2102 и его модификации, годов этак 74-78 и в состоянии, далеком от идеального. Очень хорошо, если присмотренный вами экземпляр имеет отметку о прохождении технического осмотра, ибо приведение его в нормальное, с точки зрения гаишников, состояние может обойтись в сумму, эквивалентную стоимости еще двух таких “корчей”. Поэтому лучше сразу присматриваться к более достойным экземплярам, тем более что за $500-600 можно найти “копейку”, “тройку” или даже ”шестерку” 76-83 гг.в. действительно в нормальном состоянии, которая не вызывает у прохожих ассоциации с умирающим от истощения верблюдом. Экземпляры в хорошем состоянии, независимо от модели — “пятерки”, “шестерки” или “семерки”, 82-89 годов будут стоить от 800 до 1500 у.е., в зависимости от того, насколько ее владелец ориентируется в ценах. Но отдавать больше $1000 за автомобиль 86-88 годов не стоит, ибо имея в кармане $1300-1600, вы можете вполне реально рассчитывать на “пятерку” или “семерку” 91-93 гг.в. Чуть дороже своих одногодок-седанов стоит ВАЗ-2104 — пятидверный универсал, в котором все узлы и агрегаты от модели “2105”. Если у вас есть выбор среди нескольких вариантов “четверки”, ищите автомобиль с “седьмым” салоном — смотрится куда более привлекательно и современно. Если же вам хочется иметь заднеприводной ВАЗ 85-98 годов, то приготовьтесь выложить $1600-2000.

Более престижными и современными предстают в глазах покупателей машины семейства ВАЗ-2108/2109. Первые переднеприводные ВАЗы, а это были “восьмерки”, появились в 1986 году. Эти экземпляры имели множество “детских болезней”, избавиться от которых удалось только ближе к девяностым годам. Именно поэтому “восьмерку” 86-88 гг.в. можно найти и за $1000, но лучше брать такой экземпляр из рук первого хозяина, который уже заменил все проблемные узлы на новые. Гораздо в меньшей степени страдал от производственных дефектов ВАЗ-2109, появившийся в 1987 году. До появления “десятки” эта модель была самой популярной и раскупаемой, ее даже собирали в Финляндии, в немного измененном виде и с куда более высоким качеством, и называлась она Samara Baltic. Нормальная цена за “восьмерку” или “девятку” 89-92 годов — 1200-1700 у.е., а большую сумму можно отдать только за реэкспортный экземпляр в идеальном состоянии и с малым пробегом.

Свежие экземпляры 93-96 годов стоят $1900-2400, а почти новые 98-99 годов — в районе 3000 у.е.

Отдельный разговор — “Нива”. Спрос на этот отличный внедорожник, но довольно непосредственный автомобиль невозможно спрогнозировать. Покупают его либо закоренелые “джиперы”, либо обеспеченные люди в качестве транспорта для пикников. Низкий уровень комфорта и высокий расход топлива делают этот автомобиль практически непригодным для эксплуатации в городских условиях. Старые “Нивы”, будь то 1980-го или 1988 года выпуска, стоят 600-1000 у.е. Тут имеет смысл больше обращать внимание на техническое состояние и износ агрегатов, чем на год выпуска. Больше ценится модель “21213” — или, как ее еще называют, “Тайга”. От более старых экземпляров она отличается “семерочным” салоном, более низким порогом задней двери и вертикальными задними фонарями. Какой-никакой, а все-таки рестайлинг, и это немедленно сказалось на цене — от $1800. Очень редко, но все же бывают в продаже пятидверные “Нивы-2131”, и стоить они будут около 3000 у.е.

“Москвич”

Автомобили с таким названием производились на двух автозаводах — в Москве и Ижевске. Оба они идентичны в плане конструкции, и даже каркас кузова у них был одинаковый — отличались только кузовные детали и оформление салона. Если выбирать из этих двух моделей, то АЗЛК был гораздо надежнее “Ижа”, но все равно обе модели по надежности не дотягивают даже до “Жигулей”. Поэтому только остается посочувствовать тем, кто не успел продать свои “Москвичи” до снижения таможенных пошлин. Если тогда “Москвич” в нормальном состоянии стоил не менее 500 у.е., то теперь за эти деньги покупатели воротят нос даже от “14-2141” первых лет выпуска. “Сорок первый” славится не то чтобы даже низкой, а просто никакой антикоррозионной стойкостью, так что если первый владелец не следил за своей машиной, то интенсивная коррозия обеспечена, причем на силовых элементах — лонжеронах, порогах. Немного лучше стали автомобили 93-95 годов, но все равно вам не дадут за них больше 1200 у.е. Причина столь низких цен в том, что новый “Москвич”, в котором теперь используется много импортных комплектующих и антикоррозионная стойкость стала несравненно выше, стоит теперь 2000-2200 у.е.

ГАЗ

“Голубая” мечта советского бюрократа — “Волга” теперь очень сильно потеряла в плане престижа и на данный момент чаще покупается новая, чем подержанная. Частные фирмы, таксопарки и госпредприятия получили возможность приобрести новый автомобиль бизнес-класса, и пусть с теоретической, но гарантией, по смешной цене — $3400-3800. Частные перегонщики вообще могли предложить новую “3110” за 3000-3100 у.е., но вопрос с гарантийным обслуживанием повисает в воздухе.

ЗАЗ, ЛуАЗ

Даже в газетных объявлениях рубрика по продаже автомобилей данных марок занимает минимум места, а уж на рынке они появляются в такой же периодичности, как Ferrari, Maserati и прочие Lambor-ghini. Если у вас есть свободные $100-150 и неуемное желание жестоко “приколоться” над кем-то из своих друзей, вы можете подарить ему на день рождения ЗАЗ-968М или, что еще круче — авторитетный джип ЛуАЗ-969. Если же, согласно давней традиции, дабы не обидеть дарящего, именинник будет активно пользоваться подарком, то через пару месяцев возможны необоснованные вспышки агрессивности в отношении вашей персоны. “Таврия” же благодаря более современной “внешности” и конструкции пользуется намного большим спросом. Примерно за $500-600 можно подыскать хороший экземпляр 92-94 годов.

УАЗ

Ульяновские внедорожники, этакие русские “геленвагены”, сейчас тоже пользуются очень ограниченным спросом. Потенциальный покупатель, которому необходим крепкий внедорожник с высокой степенью ремонтопригодности, сможет за $800-1000 найти экземпляр в отличном техническом состоянии 82-88 гг.в., по желанию оснащенный пластиковой крышей и множеством других “прибамбасов”.

Павел КОЗЛОВСКИЙ