Водоплавающие мутанты

Относительных успехов в деле создания автомобилей-амфибий добились только военные. Но им, как говорится, отступать было некуда - в армии всегда существовала потребность в "земноводных" транспортных средствах. И потом военные сразу взяли верное направление и разрабатывали скорее лодки, которые могут ездить и по земле, чем наземные машины, способные вплавь преодолевать водные преграды. Гражданские же инженеры, за исключением энтузиастов-самодельщиков, упрямо пытались приспособить к передвижению по воде обычные автомобили, однако они, переделанные в амфибии, не очень-то охотно осваивались в новой для себя стихии и нередко норовили затонуть, прихватив на дно своих хозяев.


Прогресс наметился лишь в последние два-три года, когда наконец-то и на "гражданке" поняли, что легче построить лодку и научить ее ездить, чем превратить в корабль обычный автомобиль. Было создано несколько удачных конструкций, и наиболее впечатляющей среди них стала концептуальная амфибия Splash (в переводе "Всплеск"), подготовленная швейцарской компанией Rinspeed к Женевскому автосалону нынешнего года.


SPLASH РАСПРАВЛЯЕТ КРЫЛЬЯ


При проектировании кузова Splash разработчики меньше всего ориентировались на автомобильные каноны и модные дизайнерские веяния. Все подчинено водной ипостаси концепт-кара. Кузов - трубчатая рама и панели из композитного материала на основе карбонового волокна - разделен переборками на герметичные отсеки. Поскольку обеспечить герметичность внутреннего объема кузова автомобиля все же затруднительно, то предусмотрены откачивающие насосы для удаления воды за пределы Splash. Кроме того, Splash чрезвычайно легок. Его вес составляет лишь 825 кг - это результат широкого использования композитных материалов и пластмассы, а также максимально возможного облегчения двигателя (он сделан двухцилиндровым) и других узлов и агрегатов автомобиля.


В воду Rinspeed Splash входит легко и непринужденно - имелся бы только для этого дела более-менее подходящий пологий спуск. Когда автомобиль достиг стартовой глубины в 1,1 метра, а на это, если колеса уже оторвались от дна, достаточно его инерции, водитель может смело нажимать на специальную кнопку - все остальное выполнит автоматика. Гидроприводы откроют панель, в дорожном положении опоясывающую заднюю часть Splash, и приведут в рабочее состояние привод гребного винта. Приводная колонка гребного винта сделана поворотной и связана с рулевым колесом автомобиля, - таким способом осуществляется управление Splash на воде. После этой трансформации перед нами уже не автомобиль, а моторный катер, который может двигаться по воде со скоростью 50 км/ч, ловко маневрировать и буксировать за собой воднолыжника, другую лодку, надувной плот, да мало ли что еще.


Но, допустим, задача буксировки кого или чего-либо не стоит, зато есть желание "прохватить" по озеру с ветерком. Если глубина водоема превышает 1,3 метра, и по его поверхности не гуляют сильные волны, водитель опять нажимает кнопку и - о, чудо! Выдвигаются и образуют профили V-образной формы передние водные крылья, которые в дорожном положении прижаты к боковинам кузова Splash. Одновременно меняется расположение заднего антикрыла - оно поворачивается, уходит в воду и оказывается под днищем машины. Углы атаки подводных крыльев регулируются, поэтому пилоту Splash предоставляется возможность сделать то, что не по силам водителю любого другого автомобиля: уже на скорости 30 км/ч оторвать кузов машины-катера от поверхности воды и - лететь! И пусть максимальная высота подъема составляет лишь 60 см, зато в таком положении концепт-кар Rinspeed уже не касается колесами водной глади. Вот теперь "летящему" Splash становятся доступными скорости в 80 км/ч. Как в надводном положении гребной винт будет доставать до воды? Его приводная колонка выполнена не только поворотной, но и телескопической, поэтому выдвигается, и в любом случае винт находится там, где ему и надлежит быть.


Однако швейцарский концепт, несмотря на его поразительные водные способности, не произвел бы все-таки должного впечатления, если бы фирма Rinspeed не наделила его еще и качествами спортивного автомобиля. Так вот, на суше Splash разгоняется до 100 км/ч всего за 5,9 секунды. На нормальной дороге, при благоприятных погодных условиях если хорошо "придавить" газ, то и 200 км/ч для этой машины не предел. Такое трудно ожидать от автомобиля, оснащенного мотором с мотоциклетным, 750-кубовым объемом - если бы… Если бы доводкой двигателя Splash не занялись специалисты швейцарской фирмы Swissauto Wenko AG, известные, как умельцы по подготовке моторов для гоночных соревнований. В частности, моторы Swissauto восемь раз становились чемпионами мира в гонках мотоциклов с колясками.


Двигатель Splash, оснащенный турбонаддувом, четырьмя клапанами на цилиндр, и, между прочим, приспособленный к работе на двух видах топлива - бензине и природном газе, при его довольно-таки несерьезном рабочем объеме, вырабатывает максимальную мощность аж в 140 л.с. при 7000 об/мин, а при 3500 об/мин выходит на пик крутящего момента - 150 Нм. Когда соотносишь вес автомобиля с динамическими характеристиками его силового агрегата, становится понятным, откуда взялись те самые 200 км/ч, с которыми "катер на колесах" может двигаться по скоростному шоссе.


КАК МИНОВАТЬ ДОРОЖНЫЕ ПРОБКИ ЛОНДОНА


При всем почтении к швейцарскому чуду "земноводной" техники, главным местом "обитания" амфибий сегодня является не Женевское озеро, а Темза. Пока Rinspeed хранит гордое молчание по поводу того, будет ли Splash изготавливаться серийно (а эта модель - продукт высоких технологий, и по самым скромным прикидкам ее стоимость должна превышать 250 тыс. долларов), в Лондоне производством автомобилей-лодок уже занимается небольшая фирма Dutton Cars, специализировавшаяся прежде на дооснащении грузовых фургонов специальным оборудованием и изготовлении автомобильчиков, использующихся на полях для игры в гольф. Основатель этой компании Тим Даттон занялся проектированием автомобилей, способных ездить по воде "аки по суху", в 1997 году. Современный девиз фирмы - "Наступит день, когда вместо мостов через озера мы увидим просто дороги, спускающиеся в воду". Сегодня компания Dutton Cars выпускает две модели амфибий, и при этом уже продала более полусотни своих машин. На очереди выполнение еще 120 заказов. Амфибиями Dutton Cars заинтересовались подразделения морской охраны и просто богатые люди, желающие иметь в своих гаражах необычные автомобили.


Очевидно, испытывающиеся на Темзе амфибии Dutton Cars не остались незамеченными Аланом Гиббом. Глава компании Gibbs Technologies увидел в них машины, с помощью которых можно с легкостью миновать городские дорожные пробки. И теперь, когда Гибба спрашивают, почему он также решил заняться амфибиями, он отвечает: "Темза - превосходное место для использования таких автомобилей: на ней нет ограничения скорости, и она не перегружена транспортом".


Сейчас Gibb Technologies уже завершила ходовые испытания модели Aquada Sports Amphibian и приступила к подготовке ее серийного производства. Эта амфибия оснащена двигателем мощностью в 175 л.с., благодаря чему способна развивать на суше скорость до 180 км/час. Для перемещения по воде использует водометный движитель, поэтому Aquada Sports Amphibian не способна, так же, как Rinspeed Splash "лететь" над водной гладью. Зато Aquada проще, а, значит, дешевле, и по максимальной скорости хода по воде (50 км/час) ничуть не уступает своему швейцарскому конкуренту.

Сергей БОЯРСКИХ