Большие амбиции купе-кабриолетов

К такому невиданному доселе появлению купе-кабриолетов на нашем "Мотор-шоу" можно относиться по-разному. Но если разобраться, пришествие купе-кабриолетов на главную белорусскую автомобильную выставку является отголоском того процесса, который сегодня реально происходит в Европе. Никогда прежде не отличавшийся особенной прибыльностью рыночный сегмент открытых машин будто обрел второе дыхание. По количеству продаж модели с открытым типом кузова уже обставили представительские машины и внедорожники, а по оценкам экспертов владельцами открытых автомобилей нынче готовы стать свыше полумиллиона жителей Европы, то есть потенциально этот сектор становится способным к соперничеству и с минивэнами, и с машинами бизнес-класса.




Чего, кстати, прежде не хватало в открытых машинах практичным европейцам? А этой самой практичности и не доставало. Матерчатый верх? Он, увы, недолговечен, в сильный дождь может промокнуть, при движении с большой скоростью не спасает от шума, да и сам "хлопает" под напором ветра - какая уж тут практичность?

Между тем рецепт, как сделать кабриолет автомобилем на все случаи жизни и отменить сезонные ограничения его эксплуатации, известен аж с 1934 года, когда компания Peugeot предложила модель Peugeot 401 Eclipse с жестким верхом, который складывался в багажник с помощью электропривода. Однако такая складная крыша значительно увеличила цену Eclipse по сравнению с базовым Peugeot 401, поэтому первый в мире купе-кабриолет продержался в производстве лишь 4 года, в течение которых было изготовлено всего 680 машин.

К идее, подсказанной французами, удалось вернуться только в середине 1990-х годов, когда стоимость производства автоматически убирающихся жестких крыш начала укладываться в рамки здравого смысла. Первой ласточкой стал Mercedes-Benz SLK.


ВОЗМУТИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ


Родстер с полностью складывающимся жестким верхом появился в модельном ряду Mercedes-Benz в 1996 году. Сколько раз после этой даты во славу SLK стреляли пробками в потолок центрального офиса немецкой компании бутылки с шампанским? Думается, не меньше сорока. Именно столько раз SLK присуждались престижные международные награды и премии: "Золотой руль", "Самый красивый автомобиль мира", "Лучший кабриолет года", "Лучший автомобиль в США", "Самый популярный кабриолет" и т.д. Кстати, о популярности. Уже в первый год выпуска Mercedes-Benz SLK вдвое превзошел планировавшийся специалистами компании по маркетингу уровень продаж. А за все годы производства владельцами SLK стали 308 тысяч автомобилистов - серьезный показатель для машин такого класса и такой стоимости. Но, видимо, главный итог появления этого замечательного родстера - стройные ряды многочисленных последователей других марок, для конструкторов которых Mercedes-Benz SLK стал источником вдохновения.

На Женевском автосалоне нынешнего года Mercedes-Benz представил второе поколение SLK. Так получилось, что Беларусь стала первой среди стран СНГ, жители которой смогли увидеть новый SLK, что называется, в натуральную величину. "Второй" SLK наверняка будет не менее рыночно успешным, чем его предшественник, так как даже еще до его появления "вживую" на подмостках Женевы-2004 дилерам Mercedes-Benz успело поступить более 7 тысяч заказов от желающих рассекать пространство на этом автомобиле.

Нынешний SLK выпускается в трех модификациях - с разными двигателями, техническим оснащением и комплектацией. Самая "крутая" из них - SLK 55 AMG. Из-за электронной "узды", ограничивающей "максималку" топ-версии SLK на отметке 250 км/ч, неизвестно, каких скоростей достигал бы этот автомобиль на самом деле. А вот 100 км/ч SLK 55 AMG набирает уже через 4,9 секунды после старта с места. Но главное - SLK 55 AMG стал первым в мире компактным родстером, оснащенным V-образным двигателем с 8-ю цилиндрами. Рабочий объем здесь 5,5 л, мощность 360 л.с. Трансмиссия - семиступенчатый "автомат" 7G-Tronic с возможностью ручного выбора передач с помощью подрулевых переключателей.

Упомянем также об уникальной системе Airscarf (в буквальном переводе с английского - "воздушный шарф"), разработанной специально для SLK и устанавливаемой на все модификации этого купе-кабриолета. В подголовники кресел вмонтированы дефлекторы, которые подают теплый воздух к плечам, шее и голове сидящего в салоне, когда автомобиль движется с убранной крышей. Управляет работой "воздушного шарфа" электроника, которая учитывает температуру окружающего воздуха и скорость движения автомобиля. В зависимости от значения этих параметров Airscarf регулирует подачу тепла и тем самым делает поездки SLK со сложенным верхом комфортными даже при достаточно холодной погоде. Таким образом, Mercedes-Benz продолжает внедрять новинки, способные еще больше усилить интерес к купе-кабриолетам.


ПО ПРОТОРЕННОЙ ДОРОЖКЕ


Выше говорилось о достижениях Mercedes-Benz SLK, но не ему было суждено по-настоящему "взорвать" рынок купе, кабриолетов и родстеров. Вероятно, в этом есть какая-то справедливость: снимать "сливки" довелось дальнему потомку Peugeot 401 Eclipse - модели Peugeot 206CC. Именно этот компактный "львенок", разошедшийся уже за первый год производства тиражом в 150 тысяч экземпляров, заставил других автопроизводителей наконец-то поверить в коммерческую состоятельность открытых машин на рынке Европы.

В чем причины успеха Peugeot 206CC? Машину создали на базе одного из самых "горячих" европейских хэтчбеков - Peugeot 206Gti. Его наделили складывающимся жестким верхом, сравняв автомобиль по потребительским качествам с Mercedes-Benz SLK, и выставили на продажу по цене, в три раза меньшей, чем SLK. Благодаря таким составляющим французский купе-кабриолет не только вызывал восторг у почитателей оригинальности, красоты и скорости, но и вполне благосклонно был принят обывателями, переставшими сетовать на непрактичность и дороговизну открытых машин. Купе-кабриолеты стремительно вошли в моду. Позднее компания Peugeot повторила фокус, выпустив по проверенному рецепту модель более высокого размерного класса - Peugeot 307СС.

После таких дел ряды производителей купе-кабриолетов начали расширяться. Трудно устоять от соблазна отщипнуть свой кусочек от становящегося с каждым днем все привлекательней купе-кабриолетного "пирога". Renault представил Megane CC, Opel оборудовал складным жестким верхом модель Tigra. Сейчас стало известно, что в 2006 году к этим компаниям присоединится Volkswagen - тому подтверждение представленный на нынешнем Женевском автосалоне концептуальный купе-кабриолет VW Concept C. И хотя руководство немецкого концерна долго хранило молчание насчет того, как скоро Concept C из концепт-каров перейдет в разряд серийных машин, за внедрением теперь задержки не будет. Многие узлы и агрегаты купе-кабриолета позаимствованы у выпускающегося серийно VW Golf пятого поколения, а подготовка производства автомобиля начата на филиале Volkswagen в Португалии.

VW Concept C привнес в конструкцию купе-кабриолетов свежую идею. Скользящую по направляющим крышу в этом автомобиле можно использовать в качестве сдвижного люка, в то время как у выпускающихся ныне машин с жестким складывающимся верхом подобных промежуточных положений не предусмотрено.


НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ НА ДОСТИГНУТОМ


По всей видимости, механизм трансформации крыши станет одним из козырей в конкурентной борьбе за покупателя. На Нью-Йоркском автосалоне нынешнего года компания Lexus представила свой купе-кабриолет LF-C, пока, к слову, также концептуальный, как и VW Concept C. Так вот складной крыше Lexus LF-C обеспечивается кроме двух основных еще и два промежуточных положения. Благодаря этому LF-C из купе может превращаться не только в кабриолет, но и в таргу или спидстер - все зависит от желания владельца.

Вторая серьезная новинка Lexus LF-C - это реализованная в концепт-каре идея внутреннего освещения салона автомобилей со складывающимся верхом. Центральная консоль и дверные подлокотники в LF-C светятся неярким неоновым светом, создавая в салоне, вообще говоря, довольно непривычную атмосферу. Вряд ли холодноватый неон будет настраивать на радостный лад при общении с автомобилем, тут, похоже, вкус дизайнерам, создававшим LF-C, несколько отказал, но сама идея, безусловно, хороша.

На нашем "Моторшоу" присутствовал директор представительства Renault в странах СНГ Ферид Аннаби. Воспользовавшись таким случаем, я спросил у мсье Аннаби о планах французской компании в отношении купе-кабриолетов и об их рыночном потенциале. Что касается представленного на этой выставке Megane CC, по словам г-на Аннаби, в Беларуси он не задержится и проследует в Киев на тамошнее автошоу, где также займет место шоу-кара. А потенциал у машин с подобным типом кузова имеется, иначе ими не стали бы заниматься сразу столько серьезных производителей. Однако компания Renault адресует Megane CC только покупателям тех стран, где имеются подходящие для использования открытых автомобилей климатические условия. Поэтому Megane СС сертифицирован и будет официально продаваться далеко не на всех рынках Европы.

Оно и понятно. Никто, конечно, не будет против того, чтобы знойным летом его открытая машина притягивала завистливые взоры окружающих, однако большая часть Старого Света, и Беларусь в том числе, расположена в умеренной климатической зоне. Жаркие деньки здесь - наперечет, а в остальное время никакой "мерседесовский" Airscarf не спасет от капризов небесной канцелярии. Придется ездить с поднятым верхом, а в таком случае сразу же появляется вопрос о целесообразности его наличия вообще, тем более что он по-прежнему существенно увеличивает стоимость автомобиля.

Аккурат через два дня между Минском и Курганом Славы я нагнал Peugeot 307 CC c литовскими регистрационными номерами. Мы долго ехали по соседним полосам, но на все мои подстрекательства "схлестнуться" и показать, на что способен его "аппарат", водитель 307 СС не отреагировал никак, выдержав тем самым тест на наличие здравого смысла. Надо полагать, что рассудительность не изменяла литовцу и при покупке машины, а то ведь наши скептики до сих пор утверждают, что приобрести купе-кабриолет для повседневного использования может только тот, кто "немного того". 

Сергей БОЯРСКИХ