Тест контроллера заряда AcmePower EN1212

Свинцовые герметичные (гелевые) аккумуляторы используются туристами достаточно широко. Имея один основной недостаток - относительно большой вес, они имеют множество достоинств - дешевизна, доступность, большая отдаваемая мощность, неприхотливость, возможность работы в широком диапазоне температур и т.д. Однако, как и любой аккумулятор, для своей долгой жизни они нуждаются в правильной зарядке и, особенно, разрядке. В частности, не любят глубокого разряда.

Чтобы не допускать слишком сильных разрядов обычно приходится носить с собой мультиметр и периодически проверять степень зарядки аккумулятора, измеряя напряжение на нём. Такой же контроль необходим и при зарядке. Все это, конечно, не слишком удобно.

Вместо того, чтобы мерять напряжение на клеммах самому, можно поручить оберегать аккумулятор контроллеру заряда. В настоящее время существует множество типов таких контроллеров. Однако в туристической практике они используются редко. Причины разные - высокая цена контроллера от 1500р, что почти вдвое превышает цену 12В аккумулятора ёмкостью 7..9Ач, не совсем компактные размеры, т.к. такие контроллеры рассчитываются обычно на стационароне использование (хотя, есть и исключения), слабая информированность пользователей о таких устройствах.

Последний пункт мы и будем сегодня пытаться исправить. Поводом для статьи послужил попавший в руки контроллер заряда 12В свинцового аккумулятора от солнечной батареи компании AcmePower марки AP EN1212. Он нам показался интересным именно в приложении к мобильным задачам.

Итак, приступим.

Пару слов для тех, кто совсем "не в курсе", что же это за зверь такой - контроллер. Если совсем просто, то будем считать, что это такая коробочка с одной стороны к которой подключена солнечная батарея, с другой, аккумулятор, а с третьей - нагрузка, которая питается от этого аккумулятора.

Задача "коробочки" состоит в том, чтобы:

1. Сберечь аккумулятор от того, чтобы солнечная батарея его слишком сильно зарядила. Для этого нужно вовремя отключить её от аккумулятора, когда тот "наполнился";

2. Сберечь аккумулятор от слишком сильного разряда, вовремя отключив потребителей тока от аккумулятора, когда он будет уже почти совсем пустой.

Эти две главные задачи выполняют все контроллеры. Но делать это, конечно же, могут по разному, аналогия здесь с автомобилями, где "Запорожец" и "Мерседес" выполняют, с сущности, тоже одинаковые задачи, различаются у них лишь "некоторые детали".

В частности могут быть такие "фишки", как:

- Поиск рабочей точки солнечной батареи, что позволяет снять с неё максимум мощности.
- Широтно-импульсная регулировка заряда аккумулятора, позволяет зарядить аккумулятор "под завязку".
- Различные защиты, термокомпенсации, разные виды индикации, измерений и т.д.

Данный контроллер заряда, я бы отнес к категории LowEnd, т.е. самых простых. Его логика работы примитивна до безобразия - при зарядке солнечная батарея просто тупо соединяется с аккумулятором, и, по мере зарядки начинает периодически отключаться (релейная логика - напряжение выше порога - отключаемся, ниже - снова подключаемся) никакого поиска точки максимальной мощности или чего-то подобного нет.

При разряде всё также просто - то-же самое релейное включение-отключение, только с гистерезисом, чтобы не переключаться слишком часто.

Думаю, не стоит требовать слишком много от устройства данной ценовой ниши. Главное, чтобы работало.

Взглянем теперь подробнее на конкретную модель нашего тестируемого автомоби.... ой, контроллера. Начнем, как водится, с внешности.

Контроллер заряда поставляется в блистере.